Философское и мистическое объяснение значения Вед, которое появилось в ведантической философии, уходит своими корнями в тексты Брахман. Веды отождествляются с Брахманом («Шатапатха-брахмана» 10.1.1.8, 10.2.4.6), а Вач («речь») называется «матерью Вед» («Шатапатха-брахмана» 6.5.3.4, 10.5.5.1). Также утверждается, что ведическое знание безгранично и всё человеческое знание по сравнению с ним — простая пригоршня грязи. («Тайттирия-брахмана» 3.10.11.3-5). Изначально, Веды заключали в себе всю Вселенную («Шатапатха-брахмана»
10.4.2.22 и Праджапати пришли к выводу, что «все живые существа являются частью Вед»).
Веданта
Хотя современные веданте традиции (шраута, мимамса) продолжали поддерживать ведический ритуализм, веданта полностью его отвергла и истолковала Веды в чисто философском контексте. В «Айтарея-араньяке» объясняется связь трёх Вед с мантрой бхур бхува сваха: бху представляет «Риг-веду», бхува олицетворяет «Яджур-веду», сваха — это «Сама-веда». В Упанишадах утверждается, что основной смысл Вед заключён в слоге «Ом». В «Катха-упанишаде» говорится:
«Ом» — это цель, о которой говорится во всех Ведах, на которую направлены практики аскез и которую желают достичь люди, практикующие воздержание.
Веданга
Шесть вспомогательных дисциплин, относящихся к Ведам, традиционно называют Веданга «ответвления Вед». Учёные определяют эти тексты как дополнение к Ведам. Веданги объясняют правильное произношение и применение мантр в церемониях, а также содействуют в правильной интерпретации ведических текстов. Эти темы излагаются в Сутрах, которые учёные датируют периодом, продолжавшимся от конца ведического и до появления Империи Маурьев. В них отразился переход от ведического санскрита к классическому санскриту. Шесть
основных тем Веданги:
Фонетика (Шикша)
Метр (Чандас)
Грамматика (Вьякарана)
Этимология (Нирукта)
Астрология (Джьотиша)
Ритуал (Калпа)
Другие «Веды»
Такие послеведические тексты, как «Махабхарата», «Рамаяна» и Пураны позиционируются как «Пятая Веда». Самое раннее упоминание о «пятой Веде» содержится в «Чхандогья-упанишаде». Например, последователи вайшнавизма считают эти писания смрити ведической литературой.
Также существует категория текстов, называемых термином «упаведа» («второстепенное знание»). Этот термин используется в традиционной литературе для обозначения ряда специфических текстов, которые не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения.
Чаранавьюха упоминает четыре упаведы:
Аюрведа — «медицина», примыкает к «Риг-веде».
Дханур-веда — «боевые искусства», примыкает к «Яджур-веде».
Гандхарва-веда — «музыка и священные танцы», примыкает к «Сама-веде».
Астра-шастра — «военная наука», примыкает к «Атхарва-веде».
В других источниках, к Упаведам причисляются также:
Стхапатья-веда — архитектура
Шилпа-шастры — искусство и ремёсла
Канонические тексты традиции бхакти на тамильском языке называют «Дравида-ведой».