Иудаизм, иудейство
(др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская
религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем,
начиная с эпохи Второго Храма (516 до н. э. — 70 н. э.), стало общим названием
еврейского народа — ивр. יהודה) — религиозное, национальное и этическое
мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий
человечества.
Тора (ивр. תּוֹרָה — тора́,
букв. «учение, закон»)
в ашкеназском произношении: То́йро (юго-восточный
диалект — Польша, Украина), Тэ́йро (северо-восточный
диалект — Белоруссия, Литва) и Торра (сефардский диалект) —
в широком смысле, совокупность иудейского традиционного закона.
Комментарии к Торе
В связи с тем, что
текст Торы, а также её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том
числе даже для изучающих её людей), на протяжении веков мудрецы пытались
комментировать отдельные её положения для остальных людей. Некоторые
комментаторы, например Раши, подготовили комментарии практически к каждому
предложению Письменной Торы. Кроме того, по данным традиции, Моисей на горе
Синай вместе с Письменной Торой получил и устную, которая раскрывает глубинный,
скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано».
Многие
поколения Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания из
поколения в поколения, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а
позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.
Современные издания
Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных
поколений: от гаоним (раннее средневековье) до XVII века.
Другая часть
комментариев вошла в Мидраш. Есть мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба),
Левит (Вайикра Рабба) (ранние мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба).
Существует также
Тосефта (пояснения и дополнения к Мишне).
Драш (ивр. דְּרָשׁ, также
друш ивр. דְּרוּשׁ) — толкование библейского или
талмудического текста посредством совмещения логических и софистических
построений.
Еврейские комментаторы
Торы выделяют в её тексте несколько слоёв. Первый и самый внешний
называется пшат (букв. простой) — то есть простой, прямой
смысл. Второй —ремез (букв. намёк) — «смысл, извлекаемый
с помощью намёков, содержащихся в тексте; соотнесение одного фрагмента с другими
по аналогичным местам.» Более глубинный — драш (букв.
смысл) и есть смысл.
Самый
сокровенный — сод (букв. тайна) — каббалистический
смысл текста, доступный лишь избранным, познавшим все другие смыслы. Мы
интуитивно узнаём еврейский текст потому, что там, так или иначе, присутствуют
все перечисленные смыслы.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.