Иудаизм, иудейство
(др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская
религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем,
начиная с эпохи Второго Храма (516 до н. э. — 70 н. э.), стало общим названием
еврейского народа — ивр. יהודה) — религиозное, национальное и этическое
мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий
человечества.
Танах (ивр. תנַ"ךְ) — принятое в иврите название еврейского Священного писания (в христианской
традиции практически полностью соответствует Ветхому Завету).
Иудаистские и христианские толкования Танаха
Этот способ
толкования, который можно назвать рационализирующим, получил дальнейшее
развитие в знаменитом комментарии Раши, раби Шеломо Йицхаки (XI в.), который
обращал особое внимание на этимологию (то есть происхождение) и семантику (то
есть значение) слов в Танахе, на грамматику древнееврейского языка. Это
приближало толкование к границе, отделяющей его от исследования, так как поиски
корней слов, их меняющегося значения таят в себе подспудное признание
становления и изменения Танаха. Таким образом, комментарий Раши знаменовал
отход от основ толкования: восприятия и признания Танаха текстом изначально
законченным, замкнутым, всегда равным себе. Ещё ближе к границе, отделившей
толкование Танаха от его исследования, подошел великий Маймонид, рабби Моше,
сын Маймона (XII в.). В своем стремлении объединить в одно целое религиозное
учение иудаизма и философскую мысль (в основном Аристотеля) он признавал
основополагающим для понимания Танаха толкование его на уровне пешат, обращал
особое внимание на географические термины и необходимость их объяснения, и пр.
Иногда, если философия и Писание вступали в противоречие, Маймонид прибегал к
аллегорическому толкованию.
На протяжении веков
толкованием Танаха занималась главным образом еврейская мысль, евреи. Но они
отнюдь не были единственными в этой области. Для христианства и христиан вопрос
об отношении их религии к яхвизму-иудаизму, их Нового завета к Танаху был одной
из центральных и наиболее сложных проблем. Предлагаемые решения колебались в
диапазоне от признания яхвизма-иудаизма предшественником христианства и Танах —
предтечей Нового завета до полного отрицания каких-либо связей между ними. Но
при том или ином подходе Танах оставался предметом интенсивных размышлений
христианских теологов, осознававших необходимость его толкования, конечно,
соответственно учению христианства. Христианские теологи, равно как и
иудаистские толкователи, были убеждены в изначальной и неизменной завершенности
и законченности, «замкнутой системе» текста Танаха. Так, Фома Аквинский (XIII
в.) полагал, что как целостность он имеет двух творцов — божественного, который
проявляет себя в действиях, деяниях, и человеческого, который проявляется в
словах. Задача толкования состоит в том, чтобы через понимание человеческого
слова приблизиться к пониманию божественных деяний. Для решения этой задачи
одни христианские теологи, например Отцы церкви — Климент, Ориген и другие,
обращались к аллегорическому толкованию, другие же — Иоанн Златоуст, Феодор
Мопсуэстийский и пр., предпочитали рационалистическое толкование, а папа
Григорий Великий (VI в.) обратился к синтезу обоих методов следующим образом,
описанным в одном более позднем стихотворении:
Слово учит деяниям,
аллегория — тому, во что веруешь,
Моралия — тому, что
делаешь, а к чему ты стремишься,
Учит агагогия.
(«Агагогия»
по-древнегречески значит «возвышение», так назывался христианский способ
толкования.)
Иудаистское и
христианское толкования Танаха развивались параллельно, но не без
взаимодействия и взаимовлияния. Если влияние иудаистского толкования на
христианское сказывалось, главным образом, во внимании к слову в Танахе, к
этимологии и семантике древнееврейского слова, то христианское толкование
влияло на иудаистское разработанной им структурой комментария, стремлением
интегрировать разные методы толкования. На исходе средневековья, в преддверии
нового времени общность духовной атмосферы в обоих руслах толкования Танаха
способствовала приближению его к границе, отделявшей толкование от
исследования, даже переходу от толкования к исследованию, однако без категорического
отказа от толкования (особенно в еврейском русле).
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.