Продолжаем изучение
книги Владимира Козлова и Владимира Майкова «ОСНОВЫ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Истоки, история, современное состояние»
1.2. Шаманизм,
язычество, туземные традиции
Конечно, христианство, как и всякая большая религия, как
иудаизм или ислам жестоко боролись с предшествующей культурой, и очень многое
из ценностей языческой культуры было уничтожено. Например, с точки зрения
христианства, духи – это непременно и однозначно духи ада, бесы, порождения
дьявола, это то, с чем нужно бороться, и христианская практика – это, в немалой
степени, практика борьбы с этими духами, подчинение этих духов, избегание
искушений, насылаемых ими. В этом есть, безусловно, истина, но есть и некоторое
психологическое преувеличение, потому что мир – не только арена борьбы полярных
злых сил, это еще и проявление всего живого, и поляризация этого мира на добро
и зло, на Сатану и Бога – это характерная черта христианской традиции. И,
конечно, этой новой культуре, которая боролась против мира колдунов, развилась
практика инквизиции, как практика подавления голосов духов, голосов языческого,
нехристианского мира.
Конечно, изучение шаманизма современными европейскими
учеными несет на себе печать взгляда через двойную искажающую культурную
оптику: прежде всего, как нечто нехристианское, поганское (“паганизм”, или
язычество, в переводе с основных европейских языков), второе – как что-то
безумное, экстатическое, третье – как имеющее дьявольскую окраску. В этом и
состоит евро-центристский взгляд на другую культуру: Европа всегда идет впереди
прогресса, а весь остальной мир за ней тащится, и необходимо его просвещать,
вносить туда свою цивилизацию, культуру, христианскую религию. Конечно, когда
такое отношение является основой взгляда на древние миры, до какого бы то ни
было анализа, очень сложно узнать древний мир. Только в 20-м веке в Европе
появились первые серьезные полевые исследования шаманизма. В России, кстати,
такие серьезные исследования были еще в 19-м веке, потому что Россия находится
среди двух миров: восточного и западного; это гигантская империя, которая
уравновешивает в себе многие верования, в которой традиционно более мягкий
взгляд на иноверцев. Поэтому, скажем, этнографические описания российских исследователей
шаманизма обладают большей ценностью и до сих пор. С развитием новой стратегии
исследований – полевых исследований, суть которых состоит в том, что понять
другую культуру можно только прожив в ней, попытавшись понять внутреннюю
организацию этой культуры на ее языке – мы стали получать более адекватную
картину и увидели, что шаманский космос не менее сложен, чем космос
европейский.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.