Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Публикации исторического форума "Свиток" от 17.03.2013


Здравствуйте, уважаемые подписчики "Свитка". С Вашего разрешения я снова познакомлю Вас с новыми темами и публикациями на нашем сайте.

Мальтийский орден

Мы привыкли к словосочетанию "Мальтийский орден" применительно лишь к католическому "Суверенному Мальтийскому Ордену". Но в начале своего существования эта структура именовалась Орденом госпитальеров, позже еще и Орденом иоаннитов, затем к ней прибавились географические названия территорий, которыми владел орден. Мальтийским же орден стал называться только после получения им во владение Мальты. Впоследствии, уже не располагая территориями, он сохранял именно это свое последнее наименование. Его история замысловатым образом перекликается с прошлым России и связана с настоящим Европы. Практически в большинстве современных средств массовой информации Мальта ассоциируется только с Мальтийским орденом. Считалось, почему-то, что этот остров и есть его нынешнее местопребывание. Но с 1798 г. орден навсегда покинул остров, где он провел только 260 лет из более девяти веков своей истории.
Немало статей появилось за последние годы в российской печати, в которых Мальтийский орден упомянут в контексте с масонством, с оккультными силами, где орден называют не иначе, как "тайная масонская ложа" или он фигурирует под одной из структур "Нового мирового правительства". Вспомнили и сравнительно недавнее раскрытие в Италии масонской ложи П-2, которая, как писали, якобы состояла из мальтийских рыцарей. Одновременно раздувается миф, что М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин, а также многие другие политические деятели были тайно посвящены в мальтийские рыцари, и, став членами Мальтийского ордена, тем самым, вошли в состав масонской ложи, "развалившей СССР" и "простирающей свои щупальца" по всему миру1. Кстати говоря, Дж. Буш и М. Горбачев встречались "не на чьей-либо территории, а на военных кораблях, находящихся вблизи Мальты" 2. После того, как в 1992 г. между Российской Федерацией и "Суверенным Мальтийским Орденом" были восстановлены дипломатические отношения, обвинения посыпались со всех сторон. Внешняя закрытость Мальтийского ордена дает повод для различных инсинуаций, граничащих больше с фантазиями, чем с подлинными историческими фактами, разобраться в которых давно настала пора.Читать дальше...

Евгений Савойский

В столице Австрии Вене, на площади Героев перед одним из входов в бывший императорский дворец Хофбург стоит конный памятник знаменитому полководцу и государственному деятелю Австрии принцу Евгению Савойскому, спасителю Австрии от турок и "королю учтивых людей", репутацию которого он приобрел в последние десятилетия своей жизни. Надпись на этом памятнике, поставленном в 1865 г., гласит: "Принц Евгений, благородный рыцарь. Мудрому советнику трех императоров. Славнейшему победителю врагов Австрии". Памятники Евгению Савойскому были воздвигнуты в XIX в. в столице Венгрии Будапеште и в итальянском городе Турине, ранее столице королевства Пьемонт. Евгений Савойский присутствует также во всех клише, символизирующих династию Габсбургов.
Но мало кто из посещающих столицу Франции Париж знает, что неподалеку от Лувра располагался когда-то особняк, построенный в XVI в. и переданный в начале следующего столетия принцу крови Карлу Бурбону, двоюродному брату французского короля Генриха IV Бурбона. Именно в этом особняке в семье графа Эжена Мориса Суассона, одного из потомков Карла Бурбона и родственника герцогов Савойских, и Олимпии Манчини, племянницы кардинала Джулио Мазарини, 18 октября 1663 г. родился пятый сын графа, вошедший в историю под именем принца Евгения Савойского, который двадцать лет спустя сбежал в Австрию воевать против турок и сделал стремительную и блестящую карьеру на службе у Габсбургов, в том числе в войнах с Францией. Наполеон Бонапарт считал Евгения Савойского одним из семи величайших полководцев в мировой истории.
Черноволосый и худощавый, со смуглым лицом, с проницательными глазами, маленького роста и слабого здоровья, он получил при французском дворе прозвище "маленький аббат". Полководческое искусство Евгения Савойского не нашло отражения в каких-то особых теоретических построениях, радикальных изменениях в стратегии и тактике. Главным было умелое использование мощных кавалерийских соединений, принятие нестандартных решений и редкостная способность выбрать самый подходящий момент для нанесения решительного удара, умение, так сказать, на грани озарения. Он был военачальником нового типа, объединившим в своих руках функции военного и государственного управления. Читать дальше...

Белый генерал - Михаил Дмитриевич Скобелев

В 2013 г. 170 лет со дня рождения почти забытого в советское время героя русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. и среднеазиатских походов генерала М. Д. Скобелева. За пристрастие к белым кителям и лошадям его называли "белым генералом".
Родоначальником этой фамилии считается простой сержант Никита Скобелев - прадед "белого генерала". По одним данным, Скобелевы являются представителями старинного дворянского рода, лишенного своих прав Петром I за то, что старший в семье сам и как представитель рода отказался следовать нововведениям, не захотев отдавать на службу своих близких и посылать их в светские школы. Поэтому род и был переведен в однодворцы. По другой версии, предки Скобелева были выходцами из простого крестьянского рода. Это доказывалось тем, что Никита Скобелев, крестьянин Симбирской губернии только тогда стал помещиком-однодворцем, когда дослужился до сержантского чина, который как раз и давал право стать таким помещиком. По третьей версии, эта семья происходила из шотландских эмигрантов, переселившихся в Россию под фамилией Скобей. О ней писал английский журналист Морлей в журнале "The Fortnightly Review", ссылаясь на русского посланника в Бухаресте барона Стюарта. В статье Морлея под названием "Русский Баярд" говорилось, что Михаил Дмитриевич и не отрицал иноземного происхождения своего прадеда. В доказательство этому приводилось то, что прабабка "белого генерала" Т. М. Корева принадлежала к известной дворянской фамилии Калужской губернии, и традиции не допустили б ее брака с простолюдином, а к браку с иностранцами в тот период относились без предубеждения. С этой версией был согласен биограф Скобелева М. И. Полянский. "Мои личные розыски в архивах о родословии Скобелевых, - писал он, - лишь подтвердили указания Морлея, т. к. Иван Никитич (дед Михаила Дмитриевича. - В. М. ) при поступлении его на службу вольноопределяющимся в 1793 г., в Первый Оренбургский полевой батальон, что ныне 66-й пехотный Бутырский полк, записан по формуляру без обозначения происхождения, что делалось только с иностранцами и их детьми".
Дед М. Д. Скобелева, Иван Никитич, был сподвижником Кутузова, Кульнева, Каменского и Милорадовича. Он прошел долгий путь от рядового до генерала от инфантерии и коменданта Петропавловской крепости, приняв участие во всех знаменитых сражениях начала XIX века, начиная от Прейсиш-Эйлау и Фридланда и кончая штурмом Парижа. Одно время его карьера оказалась под угрозой. Лишившись поста генерал-полицмейстера 1-й армии, Иван Никитич упал духом и, чтобы поправить свою репутацию, занялся доносами на некоторых лиц, например, "ябедничал" Бенкендорфу на Балашова, обвиняя последнего в парламентаризме и в сочувствии английским порядкам, а также предлагал с "вертопраха" Пушкина за его "мысли о свободе содрать несколько кусочков шкуры". Известен он был также и своими мастерскими рассказами из солдатской и народной жизни, которые писал под псевдонимом "русский инвалид", имевшие в свое время большой успех. Один из них - "Кремнев, русский солдат" даже поставили на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Следующего представителя этой фамилии, генерал-лейтенанта Д. И. Скобелева (отца Михаила Дмитриевича), Александр II очень метко называл "отцом знаменитого сына и сыном знаменитого отца". К этому можно добавить, что Дмитрий Иванович был очень богат и скуп, что позволило ему перед смертью передать сыну миллионы рублей и 40 тысяч десятин земли в разных губерниях.
Трагична судьба жены Дмитрия Ивановича - матери Михаила Дмитриевича, Ольги Николаевны Скобелевой, урожденной Полтавцевой. Она посвятила себя делу помощи больным и раненым, став в конце 1870-х годов во главе Болгарского отдела Красного Креста, но в 1880 г., во время очередной поездки по Болгарии, была зверски убита бандой разбойников, возглавленных поручиком Узатисом, бывшим адъютантом своего сына.Читать дальше...

Махатма Ганди

30 января 1948 г. индусским фанатиком был убит выдающийся руководитель национально-освободительного движения Индии, мыслитель, политический и общественный деятель Мохандас Карамчанд Ганди, вошедший в историю современной цивилизации как Махатма ("Великая душа"). С того дня прошло более четырех десятилетий, но интерес к личности Ганди не ослабевает. Более того, в наши дни, когда, как всегда во время крупных исторических поворотов, "мысль невольно обращается к вопросу о смысле истории", этот интерес заметно возрос. Для нас сегодня особенно важны судьбы тех людей, учение и деятельность которых, ознаменовав переломные этапы общественного развития и высокую степень их осмысления, пережили свое время и создали непреходящие общечеловеческие ценности. К ним относится и Махатма Ганди.
Уникальную роль Ганди. в истории человечества сегодня признают многие. Однако однозначно оценить эту роль очень трудно. Рабиндранат Тагор счел возможным сравнить Ганди с Буддой, следующим образом охарактеризовав силу его воздействия на людей: "Он встал у порога хижин тысяч обездоленных, одетый так же, как они. Он обратился к ним на их языке, здесь, наконец, была живая правда, а не цитаты из книг... В ответ на зов Ганди Индия вновь раскрылась для великих свершений, точно так же, как это было в ранние времена, когда Будда провозгласил правду сопереживания и сострадания среди всех живущих". Дж. Неру назвал Ганди "человеком религии", но не религиозным деятелем, да Ганди и никогда не был им. Противопоставление религиозный-светский вообще не применимо к нему. Ганди никогда не выступал в качестве апологета одной определенной религиозной системы, в качестве представители конкретной религиозной общины. По его словам, он всегда руководствовался тем, что "религиозная практика и догмы могут различаться, но этические принципы у всех религий общие". Его религиозность не имеет ничего общего с религиозным фанатизмом и религиозной ограниченностью.
Современники называли Ганди "совестью человечества", пророком, святым. Но прежде всего они видели в нем духовного вождя Индии в ее борьбе против британского империализма за свое освобождение. Читать дальше...

Кирилл Афанасьевич Мерецков

Кирилл Афанасьевич Мерецков родился 26 мая (7 июня) 1897 г. в семье бедного крестьянина из деревни Назарьево Зарайского уезда на стыке Рязанской, Тульской и Московской губерний. Как и многие его сверстники, он сызмальства трудился в поле, батрачил на помещика. Окончил 4-го- дичную земскую школу, а 15-летним подростком уехал в Москву на заработки. Здесь он обучался слесарному делу в мастерских братьев Ха- ваевых, на металлозаводе торгового дома Бордорф, кузнечно-слесарной фабрике "Макс Леман", в мастерских при Промышленном училище (одновременно учился в "Городских Миусских вечерних и воскресных классах для взрослых рабочих"), на граммофонной фабрике. Не раз участвовал в рабочих сходках, забастовках, помогал распространять большевистскую газету "Наш путь" и состоял на учете в полиции. С 1915 г., по направлению одного из руководителей московских большевиков инженера и администратора акционерного общества "Гарпиус" Л. Я. Карпова, работал ремонтником аппаратуры на скипидарном заводе Судогодского отделения Товарищества по химической обработке дерева во Владимирской губернии, где продолжал выполнять конспиративные поручения Московского областного бюро РСДРП.
После Февральской революции 1917г. Мерецков явился одним из организаторов Судогодского уездного комитета РСДРП и в мае 1917 г. был избран его секретарем. В июле стал начальником штаба Су дого декой уездной Красной гвардии. После Октябрьской революции был назначен председателем военного отдела исполкома Судогодского Совета и ответственным по делам демобилизации старой армии, участвовал в подавлении антисоветских восстаний в ряде мест Владимирской губернии, а с зимы 1918г.- в организации передела помещичьих земель и создании первых отрядов Красной Армии, служил уездным военкомом. В июле 1918 г. был участником подавления антисоветского мятежа в Муроме, потом стал комиссаром Судогодского отряда в составе 227-го Владимирского полка Красной Армии, сражавшегося с белыми на подступах к Казани. Там был ранен, а после излечения направлен губкомом РКП(б) на обучение в Академию Генерального штаба - родоначальницу Военной академии имени М. В. Фрунзе.
Мерецков был слушателем первого набора этой академии- с осени 1918 по осень 1921 г., и после успешного ее окончания был аттестован на должность командира бригады. В промежутках между учебными курсами он дважды проходил - летом 1919 и летом 1920 г. - боевую стажировку на фронтах: служил помощником начальника штаба 14-й дивизии 9-й армии Южного фронта, воевавшей с деникинцами на Дону (там был вновь ранен), и помощником начальника штаба 4-й кавалерийской (где его снова ранили) и 6-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии, сражавшейся с польскими войсками на Юго-Западном фронте. Одно время исполнял обязанности начальника штаба 6-й кавдивизии. Затем 24-летний комбриг Мерецков служил в Петроградской отдельной учебной бригаде, находился в распоряжении Главного штаба РККА, был начальником штаба стоявшей в Белоруссии 1-й Томской Сибирской кавалерийской дивизии, работал инспектором Главного управления кадров РККА, начальником штаба 9-й Донской стрелковой дивизии на Северном Кавказе, а с лета 1924 года - начальником мобилизационного отдела и помощником начальника штаба Московского военного округа (МВО). Читать дальше...

Культ коня
Троянский конь, коньки на крышах, св. Георгий на коне - через всю мифологию и религию индоевропейцев и не только проходит почитание лошадей. С целью разобраться в истоках и развитии культа коня у разных народов мира была создана эта тема.

Храмы мира

Тема, в которой можно насладиться красивейшими и величественнейшими культовыми сооружениями мира и поговорить о них.

В нашей библиотеке читатель сможет познакомиться со статьями:
Г.Е.Крейдлин. Жесты глаз и визуальное коммуникативное поведение
Е.Е. Кузьмина. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого света

На этом я оставляю Вас в обществе "Свитка", который никогда не позволит Вам скучать. До новых встреч!

В избранное