Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спорные мысли: История

  Все выпуски  

Спорные мысли: История 'Пирл-Харбор: не рой другому яму... Часть 3'


Пирл-Харбор: не рой другому яму... Часть 3

Продолжение. В первой части были кратко изложены причины японского нападения на главную базу Тихоокеанского флота США, а во второй было рассказано о событиях, непосредственно предшествовавших началу войны.

Если очень коротко, то: США сами спровоцировали Японию на нападение (хотя ты были рады быть спровоцированными), и руководство США достоверно знало о дате начала военных действий, и о том, что война начнется внезапным нападением японских вооруженных сил. Место нападения можно было только предполагать, но с высокой степенью уверенности.

Что же американцы так лоханулись?

А у них случилось "горе от ума". Американские военные, точно зная сроки нападения, и, предположительно, цель - решили устроить грандиозную ловушку для японского ударного соединения, и сразу, в первые же часы войны, нанести японцам решающее поражение.

Амбициозно? конечно. Но, вообще говоря, очень верное решение. Не просто отразить нападение - а отразить его с максимальным уроном для противника, получить перевес, а то и господство на море. Кроме того, подготовив ловушку, ты сам определяешь, где и на каких условиях состоится первое столкновение, перехватываешь инициативу у атакующего еще до момента атаки.

Почему бы и нет?

Для начала американцы, как настоящие шахматисты, попробовали "сыграть за противника" - рассмотреть возможные способы атаки флота в Пирл-Харборе.

Проникновение подводных лодок на рейд было сочтено невозможным: систему своей противолодочной обороны американцы считали идеальной, а в мелководной гавани подводные лодки смотрелись бы, как Штирлиц с парашютом на Унтер-ден-Линден. Малые торпедные катера? их еще надо было как-то доставить в точку атаки, да и проникнуть в гавань им было как бы не более сложно, чем подводным лодкам.

Внезапная атака линкорами попросту невозможна - невозможно добиться внезапности.

Остаются - самолеты.

С точки зрения угрозы с воздуха гавань Пирл-Харбора - одна из самых безопасных, опять же, из-за своей мелководности. При сбросе с самолета торпеда "проваливается" на глубину 10-30 метров, и выходит на боевую глубину за счет рулей глубины и гидростатического автомата. Глубина Пирл-Харбора составляет что-то около 7 метров, ЕМНИП, и потому торпеды, сбрасываемые с самолетов, будут утыкаться в дно, зарываться в грунт, в худшем случае - детонировать от удара о дно.

Бомбы? Самые тяжелые бомбы, которые могут сбросить японские самолеты авианосного базирования - в полтонны. Ну пусть в тонну, в конце концов японские торпеды ненамного меньше тонны весят. Однако взрыв фугасной бомбы - даже в тонну! - для линкора с его мощным бронированием не опасен; а бронебойных бомб у японцев не было.

Отсюда вывод: атака с воздуха для линкоров не опасна.

Зато крайне опасна для любых других кораблей, с меньшим бронированием. Поэтому в момент налета японской авиации их в гавани быть не должно - или должно быть как можно меньше. Пусть остается отряд охраны водного района, и всё.

С другой стороны, а зачем вообще допускать атаку японской авиации? Давайте нагоним на Оаху побольше истребителей! и вот к 7 декабря на аэродромах острова имеется почти триста истребителей - ни разу позже во время войны там не будет даже половины этого количества. Как объяснить такое столпотворение? а переправкой на Филиппины. С лета 1941 года американцы неоднократно усиливали гарнизон Филиппин, в том числе авиацией; вот и была запущена дезинформация, будто бы огромное количество истребителей на Оаху - это просто результат сбоя при перегоне их на запад, на Филиппины. А то, что они стоят на разных аэродромах, заправлены и с боезапасом... Ну так время такое, опасное, ко всему надо быть готовыми. Но они вот-вот улетят, они тут случайно.

А вот есть еще одна игрушка, яйцеголовые придумали. Радиолокационная станция называется. Черт её знает, как она работает (и работает ли вообще), но давайте её тоже тут воткнем? пусть будет, глядишь - предупредит о подлете японских самолетов.

Тот самый радар на Оаху. в 1941 году в США было совсем немного стационарных радарных пунктов; в Пирл-Харборе он имелся. Источник: Вики
Тот самый радар на Оаху. в 1941 году в США было совсем немного стационарных радарных пунктов; в Пирл-Харборе он имелся. Источник: Вики

Ну и, чтобы не впадать в истерику по каждому пролетающему самолету - давайте прикинем, как бы мы стали организовывать атаку на Оаху.

Кстати, достаточно разумное мероприятие: большинство японских адмиралов и старших морских офицеров училось в американских и английских военно-морских ВУЗах, и большая часть принципов, которыми пользовались японские адмиралы при планировании операций и руководстве силами во время операций, были те же самые, что и у американцев.

Отправлять в набег линкоры - бессмысленно: они не смогут скрытно подойти достаточно близко к островам, чтобы воспользоваться своей артиллерией, и, значит, только впустую сожгут топливо и будут рисковать подставить свои борта под торпеды американских подводных лодок.

Значит, оперативное соединение будет состоять из авианосцев, защищенных от атак подводных лодок эсминцами и, может быть, крейсерами.

  • Верное заключение.

У японских эсминцев дальность хода недостаточна, чтобы дойти от Японских островов до Гавайев. Значит, потребуется включение танкеров в состав соединения, или рандеву с ними где-то в океане.

  • Верное заключение.

Зимой в северных широтах часты шторма. Эсминцы - достаточно небольшие корабли; вероятность навала на танкер при дозаправке довольно велика. Поэтому, вероятно, японское соединение "спустится" в более южные широты, чтобы провести там дозаправку; и затем выйдет к Гавайям или с запада, или, что более вероятно, с юга (чтобы избежать обнаружения базовой патрульной авиацией, летающей с западных островов Гавайского архипелага).

  • А вот это - неверно! Японцы не знали, что американцам известна дата нападения; чтобы добиться внезапности, следовало двигаться по самым безлюдным районам Тихого океана - поэтому японское соединение рискнуло дозаправиться в северных широтах, и вышло к Оаху с севера!
Фактический путь японской эскадры показан черным цветом, а предполагаемые американскими адмиралами маршруты - красным. Можно было бы найти "оригинальную" картинку из "Истории войны на Тихом океане", но и мой самоструг сойдет. Разве что американцы рисовали выход японского соединения из главной базы в Куре, а не с секретной базы в заливе Хитокаппу на Курильских островах... Использован рисунок из ingvarr.net.ru
Фактический путь японской эскадры показан черным цветом, а предполагаемые американскими адмиралами маршруты - красным. Можно было бы найти "оригинальную" картинку из "Истории войны на Тихом океане", но и мой самоструг сойдет. Разве что американцы рисовали выход японского соединения из главной базы в Куре, а не с секретной базы в заливе Хитокаппу на Курильских островах... Использован рисунок из ingvarr.net.ru

Но американские адмиралы продолжают свою цепочку умозаключений:

Оставлять авианосцы на базе в Пирл-Харборе рискованно: их палубная броня не настолько мощная, как у линкоров, и попадание даже относительно небольших бомб, скорее всего, выведет их из строя. Почему бы не разместить авианосцы "в засаде" - невдалеке от вероятного места, с которого японский флот произведет атаку Пирл-Харбора? По направлению отхода японских самолетов будет несложно установить примерное местоположение ударного соединения, и американские авианосцы сразу смогут нанести по нему удар своими самолетами!

И вот "Энтерпрайз" размещается в 200 милях к югу от Оаху, а "Лексингтон" - в 200 милях к западу. Да, "Лексингтон" рискует быть обнаруженным японским соединением - но если японцы подойдут с юго-запада, то они будут атакованы сразу двумя авианосцами с двух разных направлений, что повысит шансы на успешную контратаку! "Саратога" же и вовсе в ночь перед японской атакой ушел для проведения текущего ремонта на западном побережье США.

* * *

Итак, диспозиция "по-американски":

  • на Оаху собрано огромное количество истребителей и размещена РЛС;
  • патрулирование водного района вокруг Оаху проводится максимально часто, капитанам даны указания топить, не задумываясь, подозрительные малые суда и, тем более, подводные лодки;
Линкоры: Юта, Невада, Аризона, Теннесси, Вест-Вирджиния, Мэриленд, Оклахома, Калифорния. Остальных кораблей и судов вроде бы много... но, на самом деле - очень мало. Большая часть крейсеров и эсминцев Тихоокеанского флота отсутствует. Здесь только те силы, которые потребуются для обеспечения выхода в море линкоров (если такой выход будет необходим), плюс силы охраны водного района. Рисунок: nik191.mirtesen.ru
Линкоры: Юта, Невада, Аризона, Теннесси, Вест-Вирджиния, Мэриленд, Оклахома, Калифорния. Остальных кораблей и судов вроде бы много... но, на самом деле - очень мало. Большая часть крейсеров и эсминцев Тихоокеанского флота отсутствует. Здесь только те силы, которые потребуются для обеспечения выхода в море линкоров (если такой выход будет необходим), плюс силы охраны водного района. Рисунок: nik191.mirtesen.ru
  • в гавани, как привязанные, стоят восемь линкоров, представляя собой огромную мишень. Противоторпедные сети не выставлены ни у одного. С большинства линкоров экипажи списаны в увольнение на берег (а смысл их держать на кораблях? только получать ранения и контузии; а угрозы тяжело бронированным кораблям все равно никакой);
  • количество других кораблей и судов в гавани минимизировано;
  • авианосцы выдвинуты к югу и к западу от Оаху, под предлогами (1) учений, и (2) переброски самолетов на атоллы Уэйк и Мидуэй. Кстати, дополнительные самолеты, размещенные на полетной палубе, повышают возможности авианосцев в случае столкновения с японцами; а если что-то пойдет "не так", то эти самолеты всегда можно перекинуть на аэродромы на перечисленных островах, - ну или назад на Оаху. Патрулирование авианосных самолетов, помимо прочего, позволяет надеяться на более раннее обнаружение японских сил.

Важная деталь. За межвоенные годы в США въехало довольно много японцев-эмигрантов, и многие из них были "засланными казачками". Кое-кто осел на Оаху, в непосредственной близости от главной базы Тихоокеанского флота США. В угрожаемый период ни один (!) японец не был выселен с Оаху. Никак не было ограничено их передвижение. Более того, служба радиоперехвата постоянно обнаруживала передачи. ведущиеся с острова Оаху неизвестным шифром... И никаких попыток прекратить эти передачи, их заглушить, поймать таинственных радистов - не предпринималось.

То есть: давайте, дорогие шпионы, сообщайте в Токио о том, что американский флот по-прежнему стоит в гавани.

* * *

Ну а как же картинка смотрелась со стороны японцев?

Совершенно иначе.

Начнем с того, что подошли японцы не с юга, не с запада - а с севера.

Мелководность Пирл-Харбора японцы вовсе не сочли поводом не использовать торпеды.

Основную атаку должны были провести пять сверхмалых подлодок, которые были доставлены к Гавайским островам обычными, "большими", подлодками. Совсем недавно было доказано (см, к примеру, статью в Газете.ру), что по меньшей мере одна сверхмалая подводная лодка успешно проникла в гавань, и во время налета атаковала американские линкоры из-под воды. Она была затоплена экипажем в соседней бухте в гавани Пирл-Харбор; по крайней мере одна была потоплена американским эсминцем в ночь с шестого на седьмое декабря. Экипаж еще одной подлодки, два моряка, был взят в плен на берегу Оаху, после того как их сверхмалая подлодка села на рифы и не добралась до цели. На протяжении почти 70 лет американцы не признавали, что японские подлодки проникли в гавань, но теперь спорить на эту тему уже просто глупо.

Самолетные торпеды японцы "модернизировали", установив на них деревянные лопатки, которые должны были не допустить "проваливания" торпеды на глубину после сброса. От удара об воду эти лопатки должны были отломиться, и далее торпеда должна была двигаться к цели обычным образом. Очень сомнительное решение (торпеда в результате меняла курс случайным образом, плюс далеко не всегда эти лопатки могли затормозить погружение торпеды, плюс не всегда они отваливались...), но лучше такое - чем никакого. В любом случае торпедная угроза для неподвижных американских линкоров была весьма серьезной.

Что же касается бронебойных бомб - то японцы использовали бронебойные снаряды своих линкоров, на которые приваривались, в качестве стабилизаторов, стальные "крылышки". Собственно, очень разумное решение: для поражения палуб линкоров такие снаряды и предназначаются; а на больших дистанциях стрельбы они падают вниз почти вертикально - в точности так, как они упадут после сброса с самолета. Попасть такой эрзац-бомбой, конечно, непросто; но и мишень отличная: огромные корабли, неподвижно стоящие борт-о-борт. Главное, чтобы бомбоснаряды успели набрать скорость в падении.

Многочисленные шпионы сообщили в Токио о бесчисленных истребителях на аэродромах Оаху, и потому японцы ожидали очень серьезного противодействия в воздухе. Соответственно, было разработано несколько вариантов проведения атаки: при сильном противодействии американской авиации, при небольшом противодействии, и на случай достижения полной внезапности. В этом последнем случае в эфир должен был пойти позывной "Тора!"

И он, таки, пошел.

* * *

Как же получилось, что армада японских самолетов - почти двести штук - подошла к Оаху незамеченной и смогла отбомбиться по кораблям и проштурмовать аэродромы практически без потерь?

Во-первых, командир военно-морской базы, получив информацию из Вашингтона о предстоящем нападении... предпочел никого не информировать об этом. Уж не знаю, какие у него были соображения: может быть, не поверил? или решил не разводить панику? или был в курсе готовящейся ловушки и не хотел "спугнуть" ненароком японский флот? Так или иначе, он был единственным на Оаху, кто был в курсе того, что вот-вот начнется война.

Сообщение с точным временем атаки 6 декабря не удалось передать на Гавайи по радио из-за помех; его передали телеграфом, но не поставили гриф "срочно". В результате оно было доставлено в полдень 7 декабря - через четыре часа после нападения.

Ночью - даже скорее под утро - американский эсминец атаковал и, якобы, потопил "неопознанную" подводную лодку. Сведения об этом также затерялись где-то по пути в штаб. Ни тревогу никто не поднял, ни усилить патрули не попытался. Как будто так и должно быть - ну, приплыла какая-то подлодка, ну потопили её между делом...

Приближающуюся первую волну японских самолетов заметили на американской РЛС. И даже сообщили в штаб. Но отношение к "яйцеголовым" было ничем не лучше, чем у нас, и в штабе им сказали заткнуться и отстать. Как раз с севера (или северо-востока) должна была прийти группа бомбардировщиков В-17, которые должны были потом перелететь на Филиппины; вот за них и приняли - в штабе - приближающиеся самолеты. На робкое замечание операторов, что сигнал слишком мощный, им посоветовали заново откалибровать свои приборы.

Кстати, когда через несколько часов эта группа В-17 таки прилетела, её атаковали американские истребители. Боялись еще одной волны японских самолетов...

Вот так и получилось, что к американской военно-морской базе первая волна японских самолетов подлетела без всякого сопротивления, и даже "необнаруженной". Ведущий первой волны настолько удивился, что даже не сразу подал позывной "Тора!", ему пришлось повторить его трижды, и - поскольку не все ведущие групп подтвердили, что поняли, - продублировать его ракетой.

Окончание следует.


В избранное