Продолжаем изучать
социальную психологию с помощью одноименной книги Девида Майерса.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕНИИ В
ПОЛЬЗУ СВОЕГО Я
Я абсолютно уверен:
многие читатели сочтут, что предрасположение в пользу своего Я либо вызывает
депрессию, либо противоречит знакомому им по собственному опыту чувству неадекватности.
К вашему сведению: даже люди, которым свойственно предрасположение в пользу
своего Я, тем не менее чувствуют, что невыгодно отличаются от некоторых
конкретных индивидуумов, и в первую очередь от тех, кто немного успешнее,
привлекательнее и компетентнее их. И вовсе не всем присуще предрасположение в
пользу своего Я. Есть люди, которые действительно страдают от недостатка
самоуважения.
Те испытуемые, чью
самооценку по ходу эксперимента временно снижали (например, им говорили, что у
них плохие результаты теста интеллекта), проявляли большую склонность к тому,
чтобы унижать других (Beauregard & Dunning, 1998). Люди, чье эго недавно
было травмировано, тоже более склонны к тому, чтобы объяснять успех или
поражение, пользуясь стратегиями самосохранения, в отличие от тех, кто получил
подтверждение своей значимости (McCarrey et al., 1982). Следовательно, все, что
угрожает самооценке, способно спровоцировать «защитную реакцию». Чувствуя, что
«почва уходит у них из-под ног», люди могут прибегнуть к самоутверждению с
помощью похвал в собственный адрес, к извиняющим их обстоятельствам или к
принижению достоинств других. В принципе же, люди, которые недооценивают себя,
склонны недооценивать и других. О том, кто насмехается, насмешка говорит ничуть
не меньше, чем о его жертве.
Тем не менее высокая самооценка идет рука об руку с
восприятием, которое можно объяснить предрасположением в пользу своего Я. Люди,
получающие высокие баллы по результатам тестирования самооценки (т. е. те, кто
лестно отзываются о себе), столь же лестно отзываются о себе и тогда, когда
объясняют свои успехи и неудачи (Ickes & Layden, 1978; Levine & Uleman,
1979; Rosenfeld, 1979), когда оценивают свои группы (Brown et al., 1988) и
когда сравнивают себя с другими (Brown, 1986).
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.