Продолжаем изучать
социальную психологию с помощью одноименной книги Девида Майерса.
МОТИВАЦИЯ
САМОУВАЖЕНИЯ
Результаты
экспериментов свидетельствуют о том, что наша «когнитивная машинерия»
приводится в движение мотивацией (Dunning, 1999; Kunda, 1990). Перед лицом
неудач люди с сильно развитым чувством самоуважения поддерживают его, думая о
том, что другие тоже не застрахованы от провалов, и преувеличивая свое
превосходство над ними (Agostinelli et al., 1992; Brown & Gallagher, 1992).
Чем выше физиологическое возбуждение человека после неудачи, тем вероятнее, что
для её объяснения он прибегнет к защитным атрибуциям (Brown & Rogers,
1991). Люди – отнюдь не бесстрастные машины для обработки информации.
Абрахам Тессер из
Университета штата Джорджия считает, что такой мотив, как «поддержание
самоуважения», прогнозирует множество интересных феноменов, в том числе даже
трения между родными братьями и сестрами (Tesser, 1988). Есть ли у вас брат
(или сестра) примерно вашего возраста? Если есть, возможно, когда вы росли,
окружающие сравнивали вас. По мнению Тессера, то, что люди воспринимают одного
из вас как более способного, будет мотивировать такое поведение менее
способного, которое позволит ему (или ей) сохранить самоуважение. (Тессер
полагает, что наибольшая опасность грозит самоуважению старшего ребенка,
имеющего очень способных младшего брата или сестру.) Мужчины, имеющие братьев,
более или менее способных, чем они сами, обычно говорят о том, что между ними
не было особой близости; мужчины, имеющие братьев с примерно такими же
способностями, как и их собственные, чаще говорят об отсутствии трений.
Когда в семье
несколько детей, труднее всего приходится старшему: ему непросто сохранить
самоуважение, если рядом подрастает очень способный ребенок – младший брат или
младшая сестра.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.