Продолжаем изучать
социальную психологию с помощью одноименной книги Девида Майерса.
Я И КУЛЬТУРА
В коллективистских культурах самоуважение тесно коррелирует
с тем, что «другие думают обо мне и о той группе, к которой я принадлежу».
Я-концепция скорее гибкая (т. е. зависит от контекста), а не стабильная (т. е.
не сохраняется неизменной в разных ситуациях). Для представителей
индивидуалистических культур, особенно для представителей меньшинств, которые
научились не принимать во внимание предрассудки окружающих, оценки, которые
дают им и их группам люди «со стороны», менее значимы (Crocker, 1994; Crocker
et al., 1994; Kwan et al., 1997). Чувство собственного достоинства является
характеристикой личности, а не отношений. То, что угрожает нашей персональной
идентичности, вызывает больший гнев и уныние, чем угрозы в адрес коллективу, с
которым мы себя идентифицируем (Gaertner et al., 1999).
«Нужно воспитывать в себе духовное начало, способное
пожертвовать своим маленьким Я ради благ, которые может принести большое Я.
Китайская поговорка»
Итак, как вы думаете, в каких ситуациях наиболее вероятно
услышать от студентов в коллективистской Японии и в индивидуалистических
Штатах, что они испытывают такие положительные эмоции, как счастье и прилив
энергии? По данным Синобу Китаямы и Хейзел Маркус, источником счастья для
японских студентов является позитивный социальный опыт – восприятие себя
уважаемым членом дружного коллектива. Что же касается американских студентов,
то для них счастье преимущественно ассоциируется с индивидуальным опытом – с
осознанием собственной эффективности, собственного превосходства и с чувством
гордости. В то время как большая часть конфликтов в коллективистских культурах
– это конфликты между группами, в индивидуалистических культурах преобладают
конфликты между индивидуумами – преступления и разводы (Triandis, 2000).
Когда Китаяма после десятилетнего пребывания в США, где он
преподавал и занимался научной работой, вернулся в alma mater, в Киотский
университет, и попытался объяснить своим аспирантам западную идею независимого
Я, те были «поражены». «Я, как мог, втолковывал им эту западную идею
Я-концепции, ту самую, которую американские студенты понимали интуитивно, и в
конце концов стал убеждать их в том, что это правда: многие американские
студенты действительно имеют такое изолированное представление о своем Я.
Однако это не мешало одному из них, тяжело вздохнув, спросить: “Неужели такое
возможно?”»
Становится ли Я-концепция японцев более индивидуалистичной
под влиянием Запада, которое ощущается в крупных городах Японии, и благодаря
японским студентам, обучающимся в странах Запада? Влияет ли на них
массированная пропаганда продвижения по службе, основанного не столько на
трудовом стаже, сколько на личных достижениях, и настоятельные призывы «верить
в собственные возможности», которые обрушиваются на них во время пребывания на
Западе вместе с фильмами, где герои-полицейские в одиночку ловят преступников,
несмотря на помехи, чинимые им окружающими? Судя по данным Стивена Хейне и его
соавторов, – да (рис. 2.2). После нескольких месяцев обучения в Университете
Британской Колумбии самоуважение японских студентов возросло. Канадцы азиатского
происхождения с солидным «эмигрантским стажем» относятся к себе с большим
уважением, чем те, которые перебрались в Канаду недавно или живут в Азии.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.