Продолжаем изучение
трудаАртура Шопенгауэра «Мир как
воля и представление».
Книга Первая
О МИРЕ КАК
ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Первое размышление:
Представление,
подчиненное закону основания:
Объект опыта и науки
§ 14
Мы видели, что, за исключением основы чистой логики, всякое
знание вообще имеет свой источник не в самом разуме: приобретенное на ином
пути, по своему характеру наглядное, оно только укладывается в разуме и этим
переходит в совершенно другой род познания — абстрактный. Всякое знание , т. е.
познание, поднявшееся до осознания in abstracto, относится к науке в собственном смысле как часть к целому.
Каждый человек из опыта и наблюдения над встречающимися ему отдельными
явлениями приобретает знание о разных вещах; но к науке стремится только тот,
кто задается целью достигнуть полного познания in abstracto какой-нибудь
определенной области предметов. Выделить эту область он может только с помощью
понятия; вот почему во главе каждой науки находится понятие, и в нем мыслится
та часть из совокупности вещей, о которой наука обещает дать полное познание in
abstracto: таковы, например, понятия пространственных отношений, влияния
неорганических тел друг на друга, свойств растений или животных,
последовательных изменений земной поверхности, изменений человечества в его
целом, строения языка и т. д. Если бы наука хотела приобретать знания о своем
объекте посредством изучения каждого отдельного предмета, мыслимого в ее
понятии, пока постепенно не было бы изучено все, то для этого, с одной стороны,
не хватило бы никакой человеческой памяти, а с другой, — нельзя было бы дойти
до уверенности в полноте узнанного. Поэтому она пользуется той разъясненной
выше особенностью сфер понятий, что они содержат одна другую, и тяготеет
преимущественно к наиболее широким сферам, какие только вообще лежат внутри
понятия ее объекта. Определив взаимные отношения этих сфер, она тем самым
определяет и все мыслимое в них вообще и может, выделяя с каждым разом все
более узкие сферы понятий, все точнее и точнее охватывать это мыслимое своими
определениями. Отсюда и становится возможным для науки всецело обнимать свой
предмет. Этот путь, которым наука приходит к познанию, путь от всеобщего к
особенному, отличает ее от обыкновенного знания; вот почему систематическая
форма является существенным и характерным признаком науки.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.