Продолжаем изучение
трудаАртура Шопенгауэра «Мир как
воля и представление».
Книга Первая
О МИРЕ КАК
ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Первое размышление:
Представление,
подчиненное закону основания:
Объект опыта и науки
§ 7
Все это он принимает за существующее само по себе и
абсолютно, чтобы вывести отсюда и органическую природу, и, наконец, познающий
субъект и, таким образом, вполне объяснить их. Между тем в действительности все
объективное уже как таковое многообразно обусловлено познающим субъектом,
формами его познания, имея их своей предпосылкой, и поэтому совершенно
исчезает, если устранить мысль о субъекте. Материализм, таким образом, является
попыткой объяснить непосредственно данное нам из данного косвенно. Все
объективное, протяженное, действующее, словом — все материальное, которое
материализм считает настолько прочным фундаментом своих объяснений, что ссылка
на него (в особенности, если она сводится в конце концов к толчку и
противодействию) не оставляет в его глазах желать ничего другого, — все это,
говорю я, представляет собой только в высшей степени косвенно и условно данное
и потому только относительно существующее. Ибо оно прошло через механику и
фабрикацию мозга и оттого вошло в ее формы — время, пространство и причинность,
лишь благодаря которым оно и является как протяженное в пространстве и как
действующее во времени. Из такого данного материализм хочет объяснить даже
непосредственно данное: представление (где все это содержится) и, в конце
концов, самую волю, между тем как на самом деле, наоборот, именно из воли надо
объяснять все те основные силы, которые обнаруживаются по путеводной нити
причинности и потому закономерно. Утверждению, что познание есть модификация
материи, с одинаковым правом всегда противопоставляется обратное утверждение,
что всякая материя — это только модификация познания субъекта как его
представление. Тем не менее, цель и идеал всякого естествознания в основе своей
— это вполне проведенный материализм. То, что мы признаем здесь его очевидно
невозможным, подтверждается другой истиной, которая выяснится в дальнейшем ходе
исследования. Она гласит, что ни одна наука в подлинном смысле (я разумею под
этим систематическое познание, руководимое законом основания) никогда не может
достигнуть конечной цели и дать вполне удовлетворительного объяснения, ибо она
никогда не постигает внутреннего существа мира, никогда не выходит за пределы
представления и в сущности знакомит только с взаимоотношениями одного
представления к другому.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.