Продолжаем изучение
трудаАртура Шопенгауэра «Мир как
воля и представление».
Книга Первая
О МИРЕ КАК
ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Первое размышление:
Представление,
подчиненное закону основания:
Объект опыта и науки
§ 7
Такой прием совершенно отличает нашу точку зрения от всех до
сих пор предложенных философем, которые все исходили либо из объекта, либо из
субъекта, и таким образом старались объяснить один из другого, опираясь при
этом на закон основания; мы же, наоборот, освобождаем от власти последнего
отношение между объектом и субъектом, отдавая во власть этого закона только
объект. Могут, пожалуй, признать, что указанной альтернативы избежала возникшая
в наши дни и получившая известность философия тождества , так как она принимает
своей подлинной исходной точкой не объект и не субъект, а нечто третье —
познаваемый разумным созерцанием абсолют,
который не есть ни объект, ни субъект, но безразличие обоих. Хотя я, ввиду полного отсутствия у меня
всякого «созерцания разумом», не дерзаю рассуждать об этом почтенном
безразличии и абсолюте, все же, опираясь только на доступные всем, в том числе
и нам, профанам, протоколы «созерцающих разумом», я должен заметить, что и эта
философия не может быть исключена из упомянутой альтернативы двух ошибок. Ибо,
несмотря на то, что тождество субъекта и объекта не мыслится в ней, а
интеллектуально созерцается и постигается через погружение в него, она не
избегает обеих этих ошибок, наоборот, скорее соединяет в себе их обе, так как
сама распадается на две дисциплины, а именно, во-первых, трансцендентальный
идеализм , каковым является учение Фихте о Я и который, по закону основания,
выводит или извлекает объект из субъекта, и, во-вторых, на натурфилософию ,
которая таким же образом из объекта постепенно делает субъект с помощью метода,
называемого конструкцией (мне о нем
очень мало известно, но ясно все же, что он представляет собой поступательное
движение по закону основания в ряде форм). От глубокой мудрости, которая таится
в той «конструкции», я заранее отрекаюсь, потому что для меня, совершенно
лишенного «созерцания разумом», все учения, предполагающие его, должны быть
книгой за семью печатями. И действительно, подобные глубокомысленные теории —
странно сказать — производят на меня такое впечатление, будто я слышу только
ужасное и крайне скучное пустозвонство.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.