Продолжаем изучение
трудаАртура Шопенгауэра «Мир как
воля и представление».
Книга Первая
О МИРЕ КАК
ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Первое размышление:
Представление,
подчиненное закону основания:
Объект опыта и науки
§ 4
Изменения, которые испытывает всякое животное тело,
познаются непосредственно, т. е. ощущаются, и так как это действие сейчас же
относят к его причине, то и возникает созерцание последней как объекта . Этот
переход к причине не есть умозаключение в абстрактных понятиях, совершается он
не посредством рефлексии, не по произволу, а непосредственно, необходимо и
правильно. Это способ познания чистого рассудка, без которого никогда не было бы созерцания, а
оставалось бы только смутное, как у растений, сознание изменений
непосредственного объекта, которые без всякого смысла следовали бы друг за
другом, если бы только не имели для воли значения в качестве боли или
удовольствия. Но как с восходом солнца выступает внешний мир, так рассудок
одним ударом, своей единственной, простой функцией претворяет смутное, ничего
не говорящее ощущение — в созерцание. То, что ощущает глаз, ухо, рука, — это не
созерцание, это — простые чувственные данные. Лишь когда рассудок переходит от
действия к причине, перед ним как созерцание в пространстве расстилается мир,
изменчивый по своему облику, вовеки пребывающий по своей материи, ибо рассудок
соединяет пространство и время в представлении материи , т. е.
действительности. Этот мир как представление, существуя только через рассудок,
существует и только для рассудка. В первой главе своего трактата «О зрении и
цвете» я уже показал, как из данных, доставляемых чувствами, рассудок творит
созерцание, как из сравнения впечатлений, получаемых от одного и того же
объекта различными чувствами, ребенок научается созерцанию, как именно только в
этом находится ключ к объяснению многих чувственных феноменов — простого
видения двумя глазами, двойного видения при косоглазии или при неодинаковой
удаленности предметов, стоящих друг за другом и одновременно воспринимаемых
глазом, и всяких иллюзий, которые возникают от внезапной перемены в органах
чувств. Но гораздо подробнее и глубже изложил я этот важный вопрос во втором
издании своего трактата о законе основания (§ 21). Все сказанное там было бы
вполне уместно здесь и, собственно, должно бы быть здесь повторено, но так как
мне почти так же противно списывать у самого себя, как и у других, кроме того,
я не в состоянии изложить это лучше, чем это сделано там, то вместо того, чтобы
повторяться здесь, я отсылаю к названному сочинению, предполагая при этом его
известным.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.