Сегодня приступаем к
изучению трудаАртура Шопенгауэра «Мир
как воля и представление».
Книга Первая
О МИРЕ КАК
ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Первое размышление:
Представление,
подчиненное закону основания:
Объект опыта и науки
§ 2
То, что все познает и никем не познается, это — субъект. Он,
следовательно, носитель мира, общее и всегда предполагаемое условие всех
явлений, всякого объекта: ибо только для субъекта существует все, что существует.
Таким субъектом каждый находит самого себя, но лишь поскольку он познает, а не
является объектом познания. Объектом, однако, является уже его тело, и оттого
само оно, с этой точки зрения, называется нами представлением. Ибо тело —
объект среди объектов и подчинено их законам, хотя оно — непосредственный
объект. Как и все объекты созерцания,
оно пребывает в формах всякого познания, во времени и пространстве, благодаря
которым существует множественность. Субъект же, познающее, никогда не познанное,
не находится в этих формах: напротив, он сам всегда уже предполагается ими, и
таким образом ему не надлежит ни множественность, ни ее противоположность —
единство. Мы никогда не познаем его, между тем как именно он познает, где
только ни происходит познание.
Итак, мир как представление — только в этом отношении мы его
здесь и рассматриваем — имеет две существенные и неделимые половины. Первая из
них — объект: его формой служат пространство и время, а через них
множественность. Другая же половина, субъект, лежит вне пространства и времени:
ибо она вполне и нераздельно находится в каждом представляющем существе.
Поэтому одно-единственное из них восполняет объектом мир как представление с
той же целостностью, что и миллионы имеющихся таких существ; но если бы исчезло
и его единственное существо, то не стало бы и мира как представления. Эти
половины, таким образом, неразделимы даже для мысли, ибо каждая из них имеет
значение и бытие только через другую и для другой, существует и исчезает вместе
с нею. Они непосредственно ограничивают одна другую: где начинается объект,
кончается субъект. Общность этой границы обнаруживается именно в том, что
существенные и поэтому всеобщие формы всякого объекта, каковы время,
пространство и причинность, мы можем находить и вполне познавать, и не познавая
самого объекта, а исходя из одного субъекта, — т. е., говоря языком Канта, они
a priori лежат в нашем сознании. Открытие этого составляет главную заслугу
Канта, и притом очень большую. Я же сверх того утверждаю, что закон основания —
общее выражение для всех этих a priori
известных нам форм объекта, и потому все, познаваемое нами чисто a
priori, и есть не что иное, как именно содержание этого закона и вытекающие из
него следствия; таким образом, в нем выражено все наше a priori достоверного
познания. В своем трактате о законе основания я показал, как всякий объект
подчиняется этому закону, т. е. находится в неизбежном отношении к другим
объектам как определяемый, — с одной стороны, как определяющий — с другой; это
идет так далеко, что все существование всех объектов, поскольку они — объекты,
представления и ничего больше, вполне сводится к названному необходимому
отношению их друг к другу, только в нем и состоит и потому совсем релятивно; об
этом скоро будет сказано подробнее. Я показал там далее, что соответственно
классам, на которые по своей возможности распадаются объекты, это необходимое
отношение, выражаемое законом основания в общем виде, проявляется в других
формах, чем опять подтверждается
правильность разделения этих классов. Я постоянно предполагаю здесь, что все
сказанное там известно читателю и усвоено им; иначе, если все это не было там
сказано, оно непременно нашло бы свое место здесь.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.