Артур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer, 22 февраля 1788, Данциг, Пруссия — 21 сентября
1860, Франкфурт-на-Майне, Германский союз) — немецкий философ.
Философия
Теория познания
Она изложена у Шопенгауэра в его диссертации: «О четверичном
корне достаточного основания». В познании могут быть два односторонних
стремления — сводить число самоочевидных истин к чрезмерному минимуму или
чрезмерно умножать их. Оба эти стремления должны уравновешивать друг друга:
второму следует противопоставить принцип гомогенности: «Entia
praeter necessitatem non esse multiplicanda», первому — принцип спецификации:
«Entium varietates non temere esse minuendas». Только принимая в расчет сразу
оба принципа, мы избежим односторонности рационализма, стремящегося все
познание извлечь из какого-нибудь A=A, и эмпиризма, останавливающегося
на частных положениях и не достигающего наивысших ступеней обобщения. Исходя из
этого соображения, Шопенгауэр переходит к анализу «закона достаточного
основания», чтобы выяснить природу и число самоочевидных истин. Исторический
обзор тех толкований, которые давали прежде закону достаточного основания,
обнаруживает многие неясности, из которых важнейшая, замечаемая у рационалистов
(Декарт, Спиноза), заключается в смешении логического основания (ratio) с
фактической причиной (causa). Чтобы устранить эти неясности, надо прежде всего
указать на ту коренную особенность нашего сознания, которой определяются
главные разновидности закона достаточного основания. Это свойство сознания,
образующее «корень закона достаточного основания», есть неотделимость субъекта
от объекта и объекта от субъекта: «все наши представления суть объекты субъекта
и все объекты субъекта суть наши представления. Отсюда вытекает, что все наши
представления находятся между собой в закономерной связи, которую можно
определить a priori в том, что касается формы; в силу этой связи ничто
изолированное и независимое, одиноко, особняком стоящее, не может стать нашим
объектом» (в этих словах Шопенгауэр почти буквально воспроизводит формулу
идеализма, какую даёт Фихте в трёх теоретических положениях «Наукоучения»). Из
«корня» разветвляются четыре вида закона достаточного основания.
Закон
достаточного основания «бывания» (principium rationis
sufficientis fiendi) или закон причинности.
Закон
достаточного основания познания (principium rationis sufficientis
cognoscendi). Все животные обладают умом, т. е. инстинктивно упорядочивают
ощущения в пространстве и времени и руководствуются законом причинности,
но ни одно из них, за исключением человека, не обладает разумом,
т. е. способностью из конкретных единичных представлений вырабатывать
понятия — представления, отвлечённые от представлений,
мыслимые и символически обозначаемые словами. Животные неразумны — не
обладая способностью к выработке общих представлений, они не говорят и не
смеются. Способность образовывать понятия весьма полезна: понятия
содержанием беднее единичных представлений, они являются в нашем уме
заместителями целых классов, заключающихся под ними видовых понятий и
единичных объектов. Такая способность при помощи одного понятия охватывать
мыслью существенные признаки объектов, не только непосредственно данных,
но также принадлежащих и прошедшему, и будущему, возвышает человека над
случайными условиями данного места и времени и даёт ему возможность размышлять,
между тем как ум животного почти всецело прикован к потребностям данного
мгновения, его духовный горизонт и в пространственном, и во временном
смысле чрезвычайно узок, человек же в рефлексии может даже «отмыслить
прочь» самое пространство.
Закон
достаточного основания бытия (pr. rationis sufficientis essendi).
Закон мотивации (princ. rationis sufficientis
agendi). Наши воления предваряют наши действия, причём влияние
мотива на поступок познаётся не извне опосредствованным образом, как
другие причины, но непосредственно и изнутри, поэтому мотивация
есть причинность, рассматриваемая изнутри.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения
могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.