Продолжаем изучение
книги Ивана Петровича Павлова «Рефлекс
свободы»
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И МОЗГ
Но вот физиолог
поднимается до высших отделов центральной нервной системы, и характер его
деятельности сразу и резко меняется. Он перестает сосредоточивать внимание на
связи внешних явлений с реакциями на них животного и вместо этих фактических
отношений начинает строить догадки о внутренних состояниях животных по образцу
своих субъективных состояний. До этих пор он пользовался общими
естественнонаучными понятиями. Теперь же он обратился к совершенно чуждым ему
понятиям, не стоящим ни в каком отношении к его прежним понятиям — к
психологическим понятиям, короче — он перескочил из протяженного мира в
непротяженный. Шаг, очевидно, чрезвычайной важности. Чем вызван он? Какие
глубокие основания понудили к нему физиолога? Какая борьба мнений
предшествовала ему? На все эти вопросы приходится дать совершенно неожиданный
ответ: перед этим чрезвычайным шагом в научном мире решительно ничего не
происходило. Естествознание, в лице физиолога, изучающего высшие отделы
центральной нервной системы, можно сказать, бессознательно, незаметно для себя,
подчинилось ходячей манере — думать о сложной деятельности животных по
сравнению с собой, принимая для их действия те же внутренние причины, которые
мы чувствуем и признаем в себе. Итак, физиолог в данном пункте оставил твердую
естественнонаучную позицию. И что он приобрел вместо нее? Он взял понятия из
того отдела человеческого умственного интереса, который, несмотря на свою
наибольшую давность, по заявлению самих его деятелей, не получил еще до сих пор
права называться наукой. Психология, как познание внутреннего мира человека, до
сих пор сама ищет свои истинные методы. А физиолог взял на себя неблагодарную
задачу гадать о внутреннем мире животных.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.