Продолжаем изучение
книги Ивана Петровича Павлова «Рефлекс
свободы»
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ НА ЖИВОТНЫХ
Мы можем анализировать приспособление в его простейших
формах, опираясь на объективные факты. Какое основание менять этот прием при
изучении приспособлений высшего порядка! Работа в этом отношении начата в
различных этажах жизни и блистательно продвигается вперед, не встречая
препятствий. Объективное исследование живого вещества, начинающееся учением о
тропизмах элементарных живых существ, может и должно остаться таковым и тогда,
когда оно доходит до высших проявлений животного организма, так называемых
психических явлений у высших животных.
Полученные
объективные данные, руководясь подобием или тождеством внешних проявлений,
наука перенесет рано или поздно и на наш объективный мир и тем сразу и ярко осветит
нашу столь таинственную Природу, уяснит механизм и жизненный смысл того, что
занимает человека всего более, — его сознание, муки его сознания. Вот почему я
допустил в моем изложении как бы некоторое противоречие в словах. В заголовке
моей речи и в продолжение всего изложения я пользовался термином «психический»,
а вместе с тем все время выдвигал лишь объективные исследования, оставляя
совершенно в стороне все субъективное. Жизненные явления, называемые
психическими, хотя бы и наблюдаемые объективно у животных, все же отличаются,
пусть лишь по степени сложности, от чисто физиологических явлений. Какая
важность в том, как называть их — психическими или сложно-нервными, в отличие
от простых физиологических, раз только сознано и признано, что натуралист может
подходить к ним лишь с объективной стороны, отнюдь не озабочиваясь вопросом о
сущности этих явлений. Не ясно ли, что современный витализм, анимизм тож,
смешивает различные точки зрения: натуралиста и философа. Первый все свои
грандиозные успехи всегда основывал на изучении объективных фактов и их
сопоставлениях, игнорируя по принципу вопрос о сущностях и конечных причинах:
философ, олицетворяя в себе высочайшее человеческое стремление к синтезу, хотя
бы в настоящее время и фантастическому, стремясь дать ответ на все, чем живет
человек, должен сейчас уже создавать целое из объективного и субъективного. Для
натуралиста все — в методе, в шансах добыть непоколебимую, прочную истину, и с
этой только, обязательной для него, точки зрения душа, как натуралистический
принцип, не только не нужна ему, а даже вредно давала бы себя знать на его
работе, напрасно ограничивая смелость и глубину его анализа.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.