Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Ирина Якутенко Воля и самоконтроль


Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью прилагать усилие воли, чтобы избежать мелких соблазнов и не поддаться сиюминутным порывам. Человек, у которого это получается лучше, чем у других, как правило, вызывает всеобщее одобрение.

Высокий уровень самодисциплины и самоконтроля – это качества, которые мы с детства стремимся развивать путем тренировки и традиционно считаем, что они способствуют успеху в жизни.

Но как же на самом деле устроен механизм самоконтроля и возможно ли «тренировать силу воли»? Существует ли взаимосвязь между самоконтролем, уровнем интеллекта и успехом? Каким образом вовремя съеденная шоколадка поможет похудеть? И почему так сложно «начинать новую жизнь с понедельника»?

Разобраться поможет книга Ирины Якутенко «Воля и самоконтроль».

Автор книги, научный журналист и молекулярный биолог Ирина Якутенко подробно анализирует факторы, которые оказывают влияние на уровень самоконтроля и механизмы его формирования у детей и взрослых.

В книге собраны новейшие научные факты, основанные на экспериментальной доказательной психологии. Многочисленные тесты позволяют оценить уровень собственной эмоциональности и сделать выводы, которые помогут более эффективно контролировать свою жизнь и развить полезные привычки, не прибегая при этом к радикальным методам из разряда «с понедельника начинаю новую жизнь».

Сила воли – исчерпаемый ресурс, который нуждается в регулярной подпитке

Постоянные попытки сдерживать эмоции и отказывать себе в мелких удовольствиях ведут к ослаблению самоконтроля, так называемому «истощению эго».

Основными причинами «истощения эго» являются регулярное подавление естественных потребностей, борьба с навязчивыми мыслями и постоянная внутренняя установка на отказ от сиюминутных, спонтанных соблазнов. Если постоянно отказывать себе в сне, пище, сексе и прочих удовольствиях, уровень самоконтроля очень скоро понизится до критической отметки, когда сопротивление соблазнам станет невозможным.

Для восстановления израсходованного ресурса мозгу требуется глюкоза из расчета 420 ккал в день. Автор сравнивает важность глюкозы для полноценной работы мозга с необходимостью топлива для машины: «каким бы мощным не был бортовой компьютер, но если в баке нет топлива, никакие из этих наворотов не помогут».

Лимбическая система и префронтальная кора – единство и противостояние

Сила воли и уровень самоконтроля напрямую зависят от взаимодействия двух отделов головного мозга: лимбической системы, которая управляет эмоциями, и префронтальной коры, отвечающей за планирование долгосрочных целей и формирование рациональных планов.

Кроме этого, в формировании навыка самоконтроля напрямую задействованы отделы головного мозга, отвечающие за мотивацию, систему поощрения и оперативную память.

Мотивация позволяет нам генерировать желания, система поощрения помогает ощутить удовольствие, а оперативная память позволяет анализировать одновременно несколько источников информации и руководствоваться ими для достижения цели.

Уровень самоконтроля предопределен генетически

Наиболее частыми расстройствами силы воли являются алкоголизм, курение, переедание, агрессия, чрезмерная любовь к риску. Анализируя механизмы возникновения и развития этих расстройств, автор приходит к выводу, что большинство из них имеют генетическую подоплеку.

Нейромедиаторы серотонин и дофамин отвечают за формирование приятных ощущений и являются главным мотиватором для любых действий. Комбинации генов, кодирующих дофаминовые и серотониновые рецепторы, у каждого человека индивидуальны, и носители так называемых «неудачных» версий сложнее справляются с искушеними. Формирование зависимости от определенного типа раздражителя у таких людей происходит быстрее. Постоянный поиск новых впечатлений и удовольствий помогает стимулировать дофаминовые сигналы.

Учеными обнаружена и прямая связь уровня самоконтроля и возраста. Мозг подростков в период полового созревания отличается наличием огромного количества дофаминовых рецепторов, а префронтальная кора, ответственная за рациональные действия, еще не сформирована должным образом. Это заставляет подростков принимать неадекватные решения.

Среда влияет на развитие самоконтроля и может усугубить или же сгладить степень выраженности «плохих» вариантов генов

Многочисленные исследования с участием однояйцевых близнецов, разлученных в детстве, показали, что несмотря на одинаковую генетику, различные условия воспитания и обитания оказывают значительное влияние на их интеллект и уровень самоконтроля. Обладатель «вредного» гена слабоволия, помещенный в условия, не способствующие его проявлению, будет гораздо меньше страдать от пагубных последствий плохой генетики, чем его близнец, который подвержен неблагоприятному влиянию среды.

Поведение родителей, стиль воспитания, социально-экономический статус семьи, без всякого сомнения, играют роль в формировании уровня самоконтроля. Самым же значимым фактором является уровень стресса. Например, хронический долгосрочный стресс сокращает количество дофаминовых рецепторов в мозге, что приводит к расстройствам самоконтроля. Так называемый пренатальный стресс (испытанный эмбрионом во время беременности матери) приводит к расстройствам памяти и внимания у детей и проблемам со стрессоустойчивостью и самоконтролем.

Пытаясь приспособиться к условиям среды, организм воздействует на гены, моделируя их для выживания в определенных условиях и создавая так называемые эпигенетические сигналы. Эпигенетические сигналы могут передаваться следующему поколению, что подтверждает тесную взаимосвязь между средой и генетикой в процессе формирования механизмов самоконтроля.

Как же научиться преодолевать соблазны, продуктивно работать и следовать долгосрочным целям, несмотря на «плохую» генетику или неблагоприятную среду?

Проанализируйте ситуации, в которых вам не удалось проявить достаточно силы воли, чтобы выяснить, какие именно стимулы являются для вас наиболее опасными. Если причина выявлена, контролировать возможные негативные последствия будет легче.
После того, как вы выявили свои «слабые стороны», постарайтесь сделать все возможные соблазны максимально труднодоступными. Если же встречи с раздражителем не избежать, попробуйте разработать определенный алгоритм защитных действий, чтобы «охладить» горячий запрос лимбической системой. Защитным действием может быть определенная фраза, пауза, физическое упражнение.
Не лишайте ваш организм энергетической подпитки в виде глюкозы. Это поможет поддерживать эмоциональную стабильность и позволит увеличить объем оперативной памяти.
Составьте список «безопасных источников удовольствия», которые вы будете применять в противовес «опасным»: вязание вместо соцсети, прогулка вместо сериала, ванна вместо бокала вина окажут расслабляющее действие и обеспечат необходимый выброс нейромедиаторов. Сравнимую функцию по обеспечению мозга дофамином выполняют новые впечатления: хобби, путешествия, интересный круг общения.
Работайте над внутренней мотивацией, ставьте измеримые цели и записывайте их. Решение начать «новую жизнь с понедельника» так часто терпит неудачу именно по причине отсутствия конкретной, выполнимой и четко сформулированной цели.
Очень часто внутренней мотивации оказывается недостаточно. В таких случаях создайте себе «внешнее принуждение». Вложенные деньги, занятия с тренером, учителем, в группе, назначенный дедлайн будут для вас дополнительными стимулами, которые помогут не остановиться на полпути.
Проанализируйте источники каждодневного стресса и сделайте все возможное, чтобы их устранить.

Помните о том, что сила воли – не бесконечный ресурс, а усилия по сдерживанию порывов достаточно энергозатратны, поэтому имеет смысл планировать свою жизнь так, чтобы стремиться избегать раздражителей и соблазнов, а не противостоять им при помощи искусственного сдерживания желаний.

Список использованных источников: Якутенко И. Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами, Альпина нон-фикшн, 2018.

Автор: Анна Федорова, филолог, автор-составитель статей

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна







Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/MH6k8

В избранное