Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Коварство и многообразие психологических защит


В статье систематизирован огромный пласт материалов, собранных И. Л. Викентьевым. Все они посвящены формированию, развитию и осмыслению бессознательных и сознательных психологических защит, которые сохраняют психику человека от стрессогенных и разрушительных воздействий.

Психологические защиты – феномен, который продолжает изучаться. Впервые о них заговорили З. и А. Фрейд, впоследствии характер и специфика защитных механизмов постоянно пополнялись и уточнялись. Сегодня можно говорить о большом разнообразии защит, основная задача которых – уберечь психику от деструкции. В статье систематизированы основные психологические защиты, известные современным психологам.

Почему срабатывают психологические защиты?

Таким образом психика защищается от непереносимых мыслей, состояний и чувств. Это может быть связано с самыми разными аспектами внутренней жизни: они могут не одобряться социумом или самим индивидом, иметь такую интенсивность, которая губительна для целостности психики; или уберегать от еще более сильных переживаний как следствия уже испытанного. Причин действительно множество. Психологи не одну сотню лет изучают этот феномен и находят все более и более изощренные способы психологического «убегания» от сложных состояний, эмоций и чувств. Даже в личной терапии, на практике, когда человек хочет работать над собой сознательно, проявляется этот бессознательный механизм. Проанализируем, что известно из истории, психологии, литературы и искусства о характере и механизмах психологических защит.

Мы разделили все виды защитных механизмов на две большие группы: связанные с внешними действиями индивида и касающиеся внутрипсихических состояний и факторов. Рассмотрим вначале группу защит, проявленных в виде внешних действий и поведенческих моделей:



Вид защиты


Причины


Проявления


Вера в божество, оракула или высшие силы.


Ощущение незащищенности, страхи перед угрозами внешнего мира, поиск поддержки, опоры и смысловых ориентиров.


В качестве примера подойдут всевозможные древние культы и верования. «… Ранний дионисийский ритуал, его социальная функция была в основном катартической…: он очищал человека от тех вредоносных иррациональных импульсов...» [1, С. 86-87].


Мировоззренческие установки.


Например, установка гностиков о том, что рождение – это «падение души в низший, материальный мир», неизбежно связанный с несовершенством. Она ассоциирует «материю» со злом. То есть, материю следует преодолевать, возвращая душу к божественному первоистоку.


«Для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению» [2, С. 232]. То есть, в представлении гностиков мир был дуальным, с ярко выраженными полюсами. И было на кого «свалить ответственность» за неудачи человека в его стремлении к идеалу. Любая установка «происходит так, а не иначе», является догматом, под который «подгоняется» реальность. И это защищает от неизвестности и неопределенности.


Религиозный (и любой другой) фанатизм. Основание монастырей в Средневековье, примат религиозного, божественного.


Страх перед внутренним миром, отрицание человеческой телесности, поиск «высшей правды» в религиозном каноне, стремление к единоверию.


В Средние века особенно явно проявилось стремление монахов-аскетов к самобичеванию в физическом и духовном смыслах. Все, что не соответствовало представлениям о «святости», безжалостно искоренялось, вплоть до «сожжения ведьм», инквизиции и пр. Это явление есть в современности, но уже в более мягких проявлениях.


Уход в работу, в любую внешнюю активность.


Как правило, его причины – стремление «заглушить» некое чувство или эмоцию, заместить его переживание, погасить внутреннюю тревогу.


В истории искусства таких примеров было довольно много: Микеланджело Буонаротти, о работоспособности которого ходили легенды. Или упрямство незаконнорожденного Леонардо да Винчи, который мечтал о том, чтобы человек сумел летать, и в чьих архивах найдены чертежи, ставшие прообразами современных вертолетов. В свою очередь, говоря о современности, М. Мамардашвили называет тенденцию умствования эпохи постмодерна «решением псевдопроблем и псевдорешений» - когда реальность подменяется неким симулятивным аналогом (в литературе постмодернизма это, к примеру, образы-симулякры).


Отрицание традиций, обесценивание предшествующего опыта.


«Обнуление» - это в данном случае средство возвыситься, уникализировать собственный опыт. Механизм напоминает подростковую динамику, построенную на отрицании и свержении авторитетов.


В искусстве ярким примером этого была культура французских и русских декадентов и футуристов во главе с Маяковским. Их призыв «сбросить Пушкина и прочих с парохода современности» прочитывался как отрицание классики и утверждение права на самобытность. Говоря о сегодняшнем дне, можно привести размышления современного автора: «Чувство сопричастности к новейшему знанию позволяет современному российскому читателю побороть страшный комплекс, развившийся в результате крушения мощного государства – комплекс бедности, слабости, презираемости и оттеснённости от культурных и экономических центров мира, где течёт «сытая», «настоящая» жизнь, комплекс периферийности…» [3, С. 67-69].


Компенсаторное поведение.


Чем сильнее внутри неудовлетворенность собой, тем больше внешне проявляемое высокомерие и стремление к самоутверждению за счет других. Либо, как вариант, проявляется эпатажное, шокирующее поведение. Такой феномен обстоятельно рассмотрен в работах А. Адлера.


Этот универсальный механизм психики проявляется постоянно: как в личных стратегиях индивидов (вспомним того же Маяковского, провокационно хамившего и грубившего на публике – и его внутреннее ощущение ненужности, его зависимость и трепетность по отношению к Лиле Брик). Или образ Леди Гага, родившийся из скандального выступления ничем не примечательной вначале певицы.

Вторая вариация этого механизма – на уровне государственной внешней и внутренней политики, что особенно очевидно, скажем, для Советской России: девиз «жить стало лучше, жить стало веселее» возник как раз в полуголодное время, когда страна вошла в затяжной кризис.

Такой механизм защиты исчерпывающе описан в работе Г. Батищева: «Так подменяется: - энергичная дееспособность – шумной суетливостью; - надёжная исполнительность – слепой напористостью; - усиленная старательность – усердием не по разуму; - плодовитая результативность – подменой целей средствами; - зоркая сосредоточенность – тупым фанатизмом; - находчивая смекалка – пронырливым ловкачеством; - терпеливая настойчивость – нетерпеливой агрессивностью; - заботливая участливость – бесцеремонностью; - осмотрительная инициативность – авантюризмом и легковерной увлекаемостью; - деятельное служение ценностям и высоким принципам – обращением ценностей и принципов в нечто служебное, в удобное пособие и средство» [4, С. 163-164].


Стремление спрятаться за других, а потом «напасть». Ощущение собственной принадлежности некоей группе (секте, тоталитарной общности – которые гарантируют защиту и «безопасность»).


Потребность в принадлежности считается одной из базовых у человека, и если она под угрозой, возникают тревога и беспокойство. Это оправдано историческим опытом: одиночки физически не могли выжить когда-то. Иногда это стремление к принадлежности становится так сильно, что возникает импульс к травле того, «кто не с нами».


Примеров такого поведения может быть множество. Приведем свидетельство Л.Филатова о том, как он получал анонимные злобные записки из зала во время выступлений: «В таких случаях я обычно приглашаю собеседника на сцену. Как правило, не выходят. Он может нападать на тебя только из стаи...» [5, С. 29-31, 34].


Создание виртуального мира (или образа), потому что с повышением анонимности увеличивается степень «безответственности».


Это способ «ухода от реальности» в виде компенсации за неудачи и неустройство (несовершенства) существующего мира или положения вещей.


Этот тип защиты известен еще со времен Дон Кихота Сервантеса, Дона Карлоса Шиллера и Идиота Достоевского – в этих художественных образах точно показан механизм действия данной модели. Подобную суррогатную замену активно предлагают сегодня компьютерные игры, в какой-то мере – и социальные сети, потому что человек создает наиболее желаемый свой образ для других и на каком-то этапе начинает верить в него, взаимодействуя с виртуальными знакомыми из состояния этого образа. В качестве примера приведем знаменитый скандал 2006 года: когда был разоблачен «виртуал предпринимателя и общественного деятеля Юрия Аммосова (ammosov) с говорящим именем skuns, чьей основной задачей было, по определению автора, «гадить в чужие уютненькие дневнички» [6, С. 15].


Позиция «цель оправдывает средства».


Это мощный механизм защиты: оправдать любые деяния великой целью или, в другом варианте, манипуляция массовым сознанием с использованием искажения информации.


Такая стратегия применялась со времен кровавых крестовых походов, даже раньше – с Крещения Руси. А в советскую эпоху – с оправданиями национальной безопасности учеными, для которых в приоритете находилось чистое познание: «Уже на подходе к XX веку изобретатели станкового пулемета (X. Максим), динамита (А. Нобель), первых подводных лодок и т.д. тешили себя надеждой, что их детища обессмыслят войну» [7, С. 16-17]. В современном мире это искажение, специальный отбор, умолчание информации (как на уровне «желтой прессы», так и на уровне авторитетных СМИ).



Другая сторона медали – это действие психологических защит внутри психики индивида, которое порой даже не осознается. Основная функция этого процесса – уберечь психику от деструктивных влияний, сохранить ее здоровой – на фоне мощных потрясений, непереносимых эмоций и чувств и пр. Феноменом внутрипсихических защит активно занималась А. Фрейд, но сегодня, в ХХI веке существуют уже десятки вариаций и разновидностей защитных моделей. Возможно, их перечень еще будет продолжен учеными-психологами. Ниже представлена таблица, в которой систематизированы защиты внутрипсихического характера.



Вид защиты


Причины


Проявления


Обесценивание другого и нежелание встать на чужую позицию.


Страх раскрытия своей сущности.


Это любое «закостенение» идеи, превращение ее в догмат. Фанатизм, который рано или поздно становится способом преследовать личные цели за счет других.


Подчиненность внутреннему комплексу (паттерну).


Травматичный опыт прошлого, выработка определенной стратегии поведения в ответ на провоцирующий триггер. Яркий пример – «комплекс Герострата» - когда человек желает любой ценой, даже разрушением, обратить на себя всеобщее внимание и остаться в истории. Или другой пример – «комплекс провинциала»: когда человек привыкает быть в центре внимания и почитания, но, попав в среду равных, считает себя по-прежнему «звездой», переставая тестировать реальность. Как следствие, часто его начинают окружать только «угодные», конформные люди. Согласно А. Адлеру, основателю теории компенсации и гиперкомпенсации, это еще и желание возвыситься за счет других, присущее любому человеку.

Особое внимание следует уделить «комплексу жертвы» - это настоящая «болезнь» нашей эпохи, имеющая, похоже, исторические и генетические корни. Идеал жертвы собой во имя коллектива в советские годы, жертвования собой во имя родных и семьи, во имя детей – все еще остаются распространенными шаблонами современности.


Этот комплекс лишает человека воли, не оставляя ему выбора. «Так именно грудной ребёнок относится к молоку матери, разгневанный человек – к мести, трусливый – к бегству… Точно так же пьяницы, болтуны и бредящие в лихорадке считают свои речи за деяния свободной воли, подчёркивал Б. Спиноза», - так пишет о «свободе воли» в понимании Спинозы Б. Бессонов [8, С. 30-31]. Примером может стать непомерно раздутое тщеславие Ф. Достоевского после успеха романа «Бедные люди», дерзость и непрофессионализм, а впоследствии даже одержимость Гитлера, всю жизнь благоговевшего перед авторитетами в науке и военном деле.


«Пограничные состояния».


Они проявляются как резкая смена настроения и состояния, иногда звучат прямо противоположные слова или человек воспринимается так, как будто у него есть некие «странности». Это следствие невозможности соединить в одно части личности, фрагментация как феномен распада внутренней целостности. Нередко такая модель формируется под влиянием травмы.


Так, о характере Суворова Ю. Лотман говорит следующее: «Начиная играть, он заигрывался. В поведении его были детские черты, противоречиво сочетавшиеся с поведением и мыслями военного теоретика и философа» [9, С. 269-272]. А маркиз де Кюстин и вовсе эту «пограничность» увидел во всем русском характере: «Россия – страна необузданных страстей и рабских характеров, бунтарей и автоматов, заговорщиков и бездушных механизмов. Здесь нет промежуточных степеней между тираном и рабом, между безумцем и животным… Лютый мороз и палящий зной толкают людей на крайности…» [10, С. 188-189 и 203].


Уход в творческую активность, воплощение внутреннего «комплекса» или субличности через художественные образы. Вариация – смена творческой активности.


Это терапевтический процесс для самого художника (творца). Повторение вновь и вновь энергетически и эмоционально заряженных ощущений и эмоций снимает напряженность. Вариантом может быть альтернативное творчество: скажем, рок-культура или авторская песня в 60-х, в противовес эстрадной.


Так, «Байрон неизменно описывает один и тот же характер, словно бы из раза в раз описывая самого себя.Во многом он и в жизни стилизовал себя под своих героев; одним из них считали поэта и его современники» [11, С. 227]. З. Фрейд научно объяснял этот феномен следующим образом: «Если враждебная действительности личность обладает психологически ещё загадочным для нас художественным дарованием, она может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными созданиями, избегая этим невроза и возвращаясь таким обходным путем к действительности» [12, С. 180-181].


Механизм проекции.


Непризнание у себя определенных эмоций, чувств, поступков, мыслей, состояний и приписывание их окружающим.


У А. Фрейд есть пример супруга, неосознанно желающего изменить жене. «Возможно, он сам вообще не подозревает об этих своих желаниях, но они потихоньку «вылезают» из его ИД и создают ощущение тревоги. Чтобы смирить своё беспокойство, мужчина проецирует собственные желания на жену, он становится ужасно ревнивым и обвиняет жену в неверности, даже если нет ни малейших подтверждений его подозрений» [13, С. 384].


Многосторонность личности как защита от внешних воздействий.


Текст обрезан из-за максимального размера символов в посте. Продолжение смотрите на сайте: https://clck.ru/EvfZo

В избранное