Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Руководство по поиску идей от мастера. Г.Альтшуллер Найти идею. Введение в ТРИЗ


Генрих Альтшуллер – ученый, которому пришлось буквально завоевывать аудиторию скептиков, считающих, что творческий процесс абсолютно невозможно спрогнозировать и просчитать. Тем более, выработать алгоритм творческих достижений и открытий. Что же, получается, на исходе ХХ века общественность, включая и научное сообщество, считала, что творческий акт – нечто если не данное «свыше», то покрытое тайной, а значит, не поддающееся влиянию человеческого сознания.

Разработка теории решения изобретательских задач Генрихом Альтшуллером позволило совершенно иначе взглянуть на творческий процесс, избегая временных и финансовых потерь, с глубочайшим вниманием к этому удивительному человеческому ресурсу.

Что такое ТРИЗ?

Это теория решения изобретательских задач, помогающая сделать акцент на том, что понадобится и в научных открытиях, и в обычной жизни. В основу этой концепции лег междисциплинарный подход, что для 80-х годов прошлого века стало настоящим прорывом. Принципы ТРИЗ следующие:

обучение навыкам преодоления инерции в мышлении, сознании и поведении исследователя;
отказ от компромиссных решений;
стремление к достижению цели без потерь;
постоянное самосовершенствование;
использование закономерностей развития технической системы;
алгоритм решения изобретательских задач;
таблица лучших приемов (появившаяся в результате многолетней проработки тысяч изобретений патентного фонда) и алгоритм ее использования для решения изобретательских задач.

Основной задачей исследователя Альтшуллер видит преодоление противоречия – именно этот результат трактуется как показатель успешности и эффективности той или иной научной концепции. Вот почему стандартные решения, поиск компромисса – это, по мнению автора, всегда топтание на месте. Выбирая компромисс, исследователь тем самым сразу блокирует ряд потенциалов и возможностей. При этом компромиссное решение не служит искоренению противоречия. Методика ТРИЗ основана на обострении противоречия, даже искусственном усложнении задачи. И именно этот парадоксальный метод ведет впоследствии к успешному разрешению поставленных целей.

ТРИЗ в историческом аспекте

Как вообще человечество совершало научные открытия? Систематизация этих разнообразных методов приведена в книге Г. Альтшуллера. И первый из их числа – печально известный каждому из нас метод проб и ошибок. В данном случае велик процент случайности, многие допущения являются просто умозрительными и никак не подкрепленными эмпирикой. Более того, процесс технического творчества, считает автор книги, - это не просто происходящее в сознании исследователя. Это предопределенный переход системы из одной своей ипостаси в другую. Благодаря пониманию закономерностей развития технической системы исследователь вполне может прогнозировать ее трансформации, выставлять четкие задачи, преодолевая также внутренние сложности психологического характера.

Второй метод – выход за пределы одной дисциплины, что сегодня, во втором десятилетии 21 века, более чем оправдано.

Морфологический метод – это выстраивание закономерностей в определенные схемы и таблицы, в которых будет сконцентрировано все обилие возможных решений и вариантов. Это сопоставимо с созданием матрицы.

Мозговой штурм — это мощный психологический метод, активизирующий творческие способности, он уже давно широко известен. Основой данного метода является четкое разграничение оценки и идеи. Какой бы безумной ни казалась идея, она всегда принимается в расчет, и это защищает исследователя от возможных насмешек и недопонимания. Однако данный метод применим, главным образом, в рекламе, организационных процессах, но что касается технических изобретений, то его вряд ли можно считать по-настоящему эффективным. Отказ от возможных критических замечаний сослужил здесь дурную службу: без понимания недостатков идеи (а они есть всегда) невозможно воссоздать объективный взгляд на нее.

Аналогии как способы нового взгляда на идею

К таким разновидностям Альтшуллер относит:

прямые аналогии – основанные на любых объектах окружающего мира;
личные – создаваемые путем отождествления себя с объектом (или отдельной его составляющей);
символические – через опосредование абстракциями, символами;
фантастические – с привлечением иносказательных способов – притч, легенд, сказок и т. п.

Особенности постановки задачи

Согласно ТРИЗ, задача должна касаться исключительно одной конкретной проблемы, но тогда она должна быть стержневой, основополагающей. Постановку проблемы принято называть в рамках данного подхода изобретательской ситуацией.

Согласно Альтшуллеру, существуют так называемые мини- и макси-задачи. Первые не предполагают какой-то существенной смены системы, они нацелены просто на оптимизацию решения, на освоение, например, какой-то дополнительной функции или, наоборот, отказ от функции, если она избыточна. Постановка макси-задачи предполагает коренное изменение либо создание новой технической системы, - естественно, с преодолением существующего противоречия. Исходя из постановки задач, Альтшуллер выделяет исследовательские задачи разного уровня.

Уровни исследовательских задач

Первый. На данном этапе важно свести к минимуму технические противоречия, сделать некие незначительные изобретения. Это может сделать любой специалист, без специальных междисциплинарных знаний. Цель поставлена четко и ясно, вариабельность довольно малая, и она никак не влияет на функционирование всей системы.
Второй. В задачах есть технические противоречия, но их легко разрешить методологией, применимой к системам аналогичного типа. Частично трансформируется только какой-то один фрагмент системы, при десятках возможностей вариабельности решений. К числу таких задач относят незначительные изобретения.
Третий. Решение такой задачи происходит в границах одной научной дисциплины. Целиком трансформируется один фрагмент системы, в меньшей степени меняются другие. Здесь могут быть сотни вариантов решения. Результатом является качественное изобретение среднего уровня.
Четвертый. В результате решения подобной задачи вырабатывается новая техническая система. Но в роли противоречия в этой ситуации выступает вся старая система – и ее меняют коренным образом. Для преодоления противоречия в таком случае нужен выход за пределы одной научной дисциплины. Вариативность решений – несколько тысяч, но результатом является значимое научное изобретение.
Пятый. Задачи для исследователя – сложные и многоуровневые. Вариативность фактически не имеет ограничений. Результатом решения комплексной научной проблемы, требующей междисциплинарного подхода, является крупнейшее для цивилизации изобретение.

В чем заключаются основные проблемы исследователей?

Прежде всего, это отсутствие системности мышления (или масштабности). Стандартное мышление подразумевает собой оперирование устойчивыми понятиями: если это, к примеру, «дом», значит, человек и представляет себе дом любой вариации. Творческий подход подразумевает видение надсистем (архитектурное сооружение), саму систему (дом), ее подсистемы (отдельные помещения).

Вторая проблема, озвученная Альтшуллером, - это пренебрежение законом нарастания динамичности, согласно которому происходит развитие технических систем: «…техника материальна, а ее развитие диалектично. Отсюда …вытекает решающий для методологии изобретательства вывод: существуют объективные законы развития технических систем, эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без слепого перебора вариантов [1].

Есть еще и психологическая сторона творчества – боязнь выхода за пределы стереотипа, моделирование реальности и приверженность созданной модели.

В любом случае, ТРИЗ сегодня активно применяется не только в узконаправленных сферах – технических дисциплинах, она также востребована в качестве примера, как успешная методика, для новых подходов к системе образования и обучения, а также как основа стимулирования творческого процесса в любой отрасли.

Литература: Г.С.Альтшуллер. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – 3-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003. – с.240

Автор: Павловская Гражина, психолог.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/DWhbF

Скачать с litres: https://clck.ru/DTbQu
Скачать с ozon: https://clck.ru/DTbQw
Скачать с labirint: https://clck.ru/DTbR2

В избранное