Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Психология творчества книга Генриха Альтшуллера Как стать гением


Вы читали самую масштабную научно-популярную работу в области психологии творчества? Знакомьтесь — это она. Оригинальное название, данное автором, — «Как стать еретиком». В синонимичность еретичества и творчества трудно поверить, на первый взгляд, но замысел автора становится очевидным после прочтения. Издатели изменили и упростили заглавие для лучшего восприятия более широким кругом читателей, Теперь название больше похоже на кликбейтную удочку, и вызывает улыбку у искушенных читателей.

Сегодня книги с названием подобным «Как стать гением» скорее представляют собой карикатуру на психологию творчества, чем реально содержат полезную информацию. Однако труд Г.С. Альтшуллера (1987 года) не просто требует отдельного внимания, эта работа — до сих пор не превзойденное в психологии творчества достижение.

Уровни творчества
Об Авторе
Достойная цель
88 ходов или жизненная стратегия
Обязательна к прочтению



Уровни творчества

Творческую цель невозможно правильно поставить без понимания уровней творчества. Наблюдая за многими творческими стратегиями, Г.С. Альтшуллер выделил основные уровни, на которых решаются творческие задачи. Несмотря на то, что эти уровни условны, они хорошо показывают, каким может быть потенциал решения задачи и какие горизонты открываются после решения этой проблемы. Какие могут быть надсистемы и следующие шаги, так называемые «направления роста».

Первый уровень, выявленный Альтшуллером — это уровень, на котором применены средства, прямо предназначенные именно для данной цели; использовано готовое решение для готовой задачи.

Второй уровень — выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая, в свою очередь, также выбрана из нескольких возможных.

Третий уровень — изменена исходная задача, изменено привычное решение.

Четвёртый уровень — найдены новая задача и новое решение.

Пятый уровень — найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач, проблем.

Хорошим примером творчества высшего уровня может послужить открытие нового направления в музыке, искусстве или науке. Например, Теория относительности Эйнштейна, выявившая взаимосвязь массы и энергии, с одной стороны, проливает свет на физические явления, но, с другой стороны, формирует новые вопросы и становится предпосылкой нового направления в науке — квантовой механики.

Без сомнения, Эйнштейн был гениальным ученым, в этой связи как никогда интересно его мнение о творчестве. В книге присутствует цитата Эйнштейна, приведенная по Ч.П.Сноу:

"Я никогда беззаветно не принадлежал ни стране, ни государству, ни кругу друзей, ни моей семье. Внешние условия играли второстепенную роль в моих мыслях и чувствах. Воспринимать мир рассудком, отбрасывая все субъективное, стало сознательно или бессознательно моей высшей целью (о себе в ранней юности). Еще юношей, не по летам развитым, я уже ясно осознал бесплодность надежд и чаяний, исполнения которых большинство людей добивается всю жизнь. Материальное благополучие и счастье не казались мне единственной целью жизни. Я даже склонен сравнивать такие моральные цели с амбициями свиньи" [4].

Не многие могут похвастаться достижениями высшего уровня в творчестве. Важно, что автор этой книги как раз из тех людей, кто неоднократно открывал новые направления. Сначала ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), а позже ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой личности). Важно, что это не простые рассуждения. Моральное право писать подобные книги есть только у тех людей, которые имеют весомые достижения в творчестве.

Автора этой книги по праву можно считать выдающимся человеком. ТРИЗ — это чрезвычайно эффективная дисциплина для изобретателей, единственная в своем роде. ТРИЗ успешно пользуются десятки компаний с мировым именем. Другое направление — ЖСТЛ — пока не востребовано в широком кругу и не введено в образовательную программу как обязательное, но, тем не менее, для нас важно, что мы уже сегодня можем воспользоваться этими знаниями — возможно, на десятилетия опередившими свое время.

Об Авторе

На сайте, посвященному Генриху Сауловичу Альтшуллеру [1], содержится масса сведений о его биографии и творчестве. Генрих Саулович Альтшуллер, выдающийся изобретатель прошлого столетия, родился 15 октября 1926 г. в Ташкенте, в 1937 переехал в Баку (Азербайджан). Первое авторское свидетельство на изобретение он получил в возрасте 17 лет (приоритет заявки от 09 ноября 1943 г.). После школы, в 1945 году, отправил 103 заявки на изобретения и получил 103 отказа. Поступив (и позже перейдя на заочное отделение) Азербайджанского индустриального института, Г.С. Альтшуллер начал работать в бюро рационализации и изобретательства.

В 1946 году, в возрасте 20 лет, Г.С. Альтшуллер начинает работать не над изобретениями, а над тем, как их делать — над методикой изобретательства. Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и осознанно использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. В 1948 Альтшуллер начинает проводить первые занятия по ТРИЗ. В этом же году он вместе с Р.Б. Шапиро пишет письмо на 30 страницах — И.В. Сталину, и ещё в ряд организаций и СМИ — о недостатках изобретательского дела в СССР. Письмо содержит серию предложений, связанных с методикой изобретательства.

В 1950 году, в возрасте 24 лет, Альтшуллер арестован Министерством госбезопасности, приговорен без суда Особым Совещанием к 25 годам лишения свободы (поскольку не признал вины) и отправлен в Речлаг (г. Воркута). Лагерный номер: 1-Ч-502. Через 4 года, 22 октября 1954 г., реабилитирован КГБ. Через 2 года после возвращения из лагеря, в 1956 г., Альтшуллер пишет первую статью о разрабатываемой теории творчества: Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества, журнал "Вопросы психологии", 1956 г., N 6, c. 37–49.

В 1958 году, в возрасте 32 лет, под литературным псевдонимом Генрих Альтов выступил со своим первым фантастическим рассказом "Икар и Дедал", опубликованном в журнале "Знание – сила", 1958 г., N 9, с. 14–15. В 1959 году — создал первый Алгоритм Решения Изобретательских Задач— АРИЗ-59. В период с 1959 по 1961 гг. публикуются статья на тему методики изобретательства, о том, как делаются открытия, книга по методике изобретательства, а также сборник фантастических рассказов.

В 1963 году, в возрасте 37 лет, впервые был опубликован за рубежом: Альтшуллер Г. Как научиться изобретать. — София: "Народна младеж", 1963 г. В период с 1963 по 1991 гг. выходит множество статей на тему творчества и изобретательства, написана не одна книга, воплощены в жизнь обучающие программы ТРИЗ для взрослых и для детей.

В 1987 году выходят в свет первые публикации по новому направлению — Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ): Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ-2). — Рига, 1987 г., 114 с. Аналогичные издания появляются в Челябинске и Симферополе. В 1994 году, когда Генриху Сауловичу исполнилось 70 лет, выходит его последняя книга: Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности – Минск, "Беларусь", 1994 г., 479 с., тираж 7000 экз. Через несколько лет, 24 сентября 1998 г., в г. Петрозаводске умер Генрих Саулович Альтшуллер. [2]

Достойная цель

Достойная цель — это один из ключей к пониманию творчества высокого уровня. Очень важно, чтобы человек в своем творчестве с юности имел достойную цель, точнее, цепочку целей. Достойная цель является частью долгосрочной стратегии, о воплощении которой идет повествование в книге.

Достойную цель можно кратко охарактеризовать так:

Цель должны быть новой или недостигнутой. Либо новыми должны быть средства достижения цели.
Цель обязательно должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие.
Цель должна быть конкретной: не общие благие намерения, а четко определенная задача.
Цель не должна быть излишне узкой: надо хорошо видеть надсистему и следующие этапы работы.
Выбранную цель можно назвать эквивалентом собственной жизни. Масштаб, значительность предполагаемых результатов характеризуют "цену", в которую человек сам оценивает себя.
Новая достойная цель, как правило, опережает свою эпоху настолько, что зачастую воспринимается окружающими как еретическая. Поэтому в процессе достижении достойной цели обычно отсутствует конкуренция.
Достойная цель — это личная цель человека или небольшой команды, группы сподвижников.
Достойная цель не должна требовать сложного, дорогого, дефицитного оборудования, которое может быть только у больших коллективов разработчиков.
Выбирая достойную цель, надо стремиться к тому, чтобы она была явно не по силам, чтобы она заведомо превышала возможности и способности человека, за нее берущегося. Это не означает, что цель останется недостигнутой или недостижима в принципе. Достижение такой цели — это спор человека с самим собой. Самая тяжелая битва, которую человек должен выиграть. И выиграет, совершив "почти невозможное". Тем дороже победа. Достижение таких "непосильных" целей — это вклад в копилку ориентиров человечества: трудно сказать, что ценнее — непосредственно полученные результаты или сам факт того, что человек не испугался, не отступил…

Цитата из книги: “Ключевой момент №3. Перенося на творческую работу обычные критерии успеха, человек вслед за получением первых результатов ждет первого же, пусть небольшого, но реального вознаграждения Ибо вначале никто не собирается "вкалывать" бесплатно Но творческий труд парадоксален человек трудится не за материальную прибыль, а несмотря на опасность для жизни. Не менее парадоксальна и награда - понимание масштаба, общественной полезности Достойной Цели и удовлетворение от своего места в достижении этой цели, в общем движении вперед. Чувство сопричастности к великому и есть наибольшая из возможных наград.” [4]

С другими фрагментами книги можно ознакомиться, перейдя по ссылке — https://psychosearch.ru/supertarget

88 ходов, или жизненная стратегия

Если рассматривать «жизненное плато» как поле для стратегических маневров, можно выделить несколько типов ходов. Точнее, всего их два — усложняющие (уменьшающие возможности заниматься творчеством, отдаляющие от творческой цели) и улучшающие (приближающие). Оба типа ходов могут быть усилены.

Вот несколько цитат из книги, хорошо иллюстрирующих, что собой представляют вышеупомянутые ходы:

“44-в. Основной. Необходимо наметить далекие, "чужие" области (их выбор может меняться время от времени) и следить за "чужими" идеями для прямого переноса и для "смазки мыслей" в своей области. 44-г. Упреждающий. Регулярные и активные контакты -с искусством, литературой, историей. Пример к 44-г Дарвин писал в "Автобиографии": "Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю; быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее - на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы". Загданский Е.П. От мысли к образу. “ (...)

“Пример к 67-в Хорошей иллюстрацией к этому ходу могут служить этапы развития того, что сейчас принято называть ТРИЗ. Вначале работа велась над созданием методики изобретательства. Предполагалось выявить некоторые приемы, которыми пользуются изобретатели, и свести их в систему. Типичная научно-техническая цсль-1. Затем эта цель переродилась в теорию развития технических систем. Речь шла уже не только о решении конкретных изобретательских задач, но и о прогнозировании любых технических систем на основе выявленных объективных закономерностей их развития. Типичная научная цель-2. Сегодня и эта цель переродилась в общую теорию сильного мышления с большим креном в область общественных проблем. Типичная научно-социальная цель-3.” [4]


К слову, последователь Генриха Сауловича Альтшуллера, известный профессиональный изобретатель И.Л. Викентьев, занимающийся проблемой доработки Жизненной стратегии и теории творчества, приводит цифру в 500 ходов (3), полученную в результате 37 летней работы. Однако эти материалы еще не опубликованы, и по всей видимости, мы сможем воспользоваться ими еще не скоро.

Обязательна к прочтению для всех, кто интересуется творчеством

Зачем нужна эта книга, по словам самого автора:

“Цель настоящей работы - попытаться найти подходы к формулированию обобщенного идеала для жизни человека.” (...)

“На то есть, по крайней мере, три причины: 1. Независимо от того, будем мы или не будем призывать к творческому стилю жизни, всегда найдутся люди, выбравшие путь новаторства. "Стратегия" чем-то им поможет: предупредит о типовых опасностях, подскажет эффективные контрдействия. 2. "Стратегия" привлечет к творчеству новых людей. Пусть на первых порах увеличение числа новаторов будет малозаметно, ничего: каждый человек, ставший творческой личностью, - неоценимое приобретение для человечества. 3. Очень полезно ознакомление со "Стратегией" и людей, находящихся вне сферы творчества. Чем лучше люди будут понимать суть творчества, тем меньше они будут "давить" на новаторов. “ [4]


Кроме всего прочего, книга побуждает нас к действию:

“Когда аудитория примеряет эту одежку к себе, это ломает ее самоуверенное спокойствие, и мысль о приближающемся заслуженном отдыхе испаряется - ведь так мало сделано, а большая часть жизни уже прожита; на что ушли годы?! И это хорошо, что появляются такие мысли. Мы сознательно стремимся их вызвать. С тем чтобы на место дискомфорта пришло четкое осознание пути. Мы не должны жить неосознанно. Это недостойно нас. Человек - не листик в руках урагана.” [4]


Книга изобилует великолепными примерами и мотивирует нас к работе над своими проектами:

"О жизни и работе Ньютона в годы, когда создавалась великая книга, рассказывал его секретарь Гэмфри: "Он был занят работой постоянно. Он не позволял себе ни отдыха, ни спорта, ни прогулок. Он никогда не ездил верхом. Он считал потерянным каждый час,.если тот не был посвящен научным занятиям. Редко выходил он из своей комнаты, где день за днем занимался математическими расчетами и теоретическими выкладками. Он так увлекался работой, что забывал обедать. Когда же ему несколько раз напоминали об этом, Ньютон стоя съедал несколько кусков и молча возвращался к прерванным вычислениям. Осенью и весной он, кроме того, много времени проводил в химической лаборатории. На сон ему оставалось всего 4-5 часов в сутки". Глухов А.Г. Книги, пронизывающие века. М.: Книга, 1975. С.69.” [4]


Текст обрезан из-за максимального размера символов в посте. Продолжение смотрите на сайте: https://clck.ru/DTbQp

Скачать с litres: https://clck.ru/DTbQu
Скачать с ozon: https://clck.ru/DTbQw
Скачать с labirint: https://clck.ru/DTbR2

В избранное