Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


НЛП и карго-культ что общего?


Ивану очень хочется стать таким же успешным актером, как Харрисон Форд, который, на секундочку, имеет лицензию пилота и собственный самолет. Иван выводит некую взаимосвязь между двумя этими фактами и, ничтоже сумняшеся, решает взять сумасшедший кредит на покупку воздушного судна. Логическая несостыковка очевидна – само по себе приобретение самолета не сделает Ивана успешным актером, не добавит ему и капли артистических талантов.

Так откуда же взялось такое спорное умозаключение? И, казалось бы, причем здесь столь популярное сегодня нейролингвистическое программирование и меланезийская религия самолетопоклонников? Постараемся разобраться вместе.

Определение НЛП

Одной из самых популярных трактовок сути нейролингвистического программирования является определение из «Психотерапевтической энциклопедии» Б.Д.Карвасарского: «Нейролингвистическое программирование (или НЛП) – это модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации; современное направление постэриксоновской психотерапии» [8, С. 524].

Даже при поверхностном поиске можно увидеть, в скольких сферах на сегодняшний день используется НЛП: бизнес [9], столь привлекательное сегодня «манипулирование людьми» [10], романтические взаимоотношения [3] и даже расставание с вредными привычками!

Сами создатели кокетливо назвали свое направление «изучением структуры субъективного опыта» [5]. Фактически – это наблюдение за внешними результатами поведения и деятельности одного конкретного человека, с его индивидуальными особенностями и в рамках определенной ситуации. Согласитесь, стоит детальнее разобраться с принадлежностью данного метода к научному познанию.

НЛП – краткая история возникновения

Началось все в 1970-х, с предприимчивых студентов Калифорнийского университета в Санта-Крузе – Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера. Под предводительством Грегори Бейтсона (лингвиста, антрополога и информатика) увлеченные гештальт-терапией молодые люди решают разложить на составляющие модели поведения успешных практикующих психотерапевтов (Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир, Фриц Перлз). Помимо этого, Бэндлер примеряет роли трех этих людей на себя и методом, скажем так, интроспекции подтверждает эффективность моделирования чужого поведения [4].

«НЛП пытается научить людей наблюдать, делать предположения и реагировать на людей так же, как те три крайне эффективных психотерапевта», – Даниэл Дракмэн, профессор университета Маскари, Сидней, Австралия [1].

Сплав логичной информатики (кодирования) и четко структурированной лингвистики дает в результате новое направление – нейролингвистическое программирование. Сторонники НЛП утверждают, что между формами речи, движением глаз, тела и памятью существуют определенные связи, которые можно смоделировать по своему желанию [6]. Это происходит в 3 шага:

Выявление настоящего состояния человека.
Подключение необходимых и достаточных ресурсов для целенаправленного перехода этого человека в желаемое состояние.
Собственно, желаемое состояние [7, С. 34].

Итак, человек может «перепрошить» себя, свои убеждения и поведение, сразу же став иным, более успешным человеком. Что тут может быть не так?

НЛП и наука

Вопрос о научности/ненаучности нейролингвистического программирования стоит с самого момента возникновения данного направления. Неясностей тут действительно много. В отчете Национальной Исследовательской Комиссии США, исследовавшей НЛП, отмечается отсутствие его научного обоснования, а также субъективность и непроверяемость основного подхода – моделирования. Комиссия пришла к выводу, что исследование не дало обоснований эффективности НЛП-техник [1].

Стоит также вспомнить об одном из основных критериев отличия научного знания от ненаучного, которым является критерий Поппера. Если можно поставить эксперимент, в рамках которого теория может быть опровергнута, значит, теория научна (потенциальная фальсифицируемость) [11, С. 38]. Если попытаться применить данный критерий к НЛП как к психологической теории, вероятно, результат будет нулевым: теория полностью основана на субъективности и не скрывает этого. Как определить, «перепрограммирован» ли человек? И даже если так – поймем ли мы, когда он станет успешным? И будет ли в этом заслуга моделирования или чего-то другого? Как мы понимаем, об этом нам должен сообщить сам перепрограммированный. Что, конечно, вновь не имеет ничего общего еще с двумя научными критериями, помимо фальсифицируемости – достоверностью и проверяемостью.

Общего с научностью у НЛП мало, зато есть масса признаков религиозного культа [2]. К примеру, Рик Росс, американский антикультист, отмечает, что в кратких биографиях тренеров НЛП всегда упоминаются имена людей, у которых они обучались, что само по себе похоже на восточно-религиозную «вереницу гуру». Также сама идея манипулирования людьми через специфические техники уводит НЛП все дальше от науки (а именно, от «познания ради познания»), сильнее приближая его к культу. Наконец, общие черты у этого направления находятся даже с так называемой религией самолетопоклонников.

Культ карго в психологии

Сам по себе культ карго (от англ. «поклонение грузу») является меланезийской религией и берет начало от войны США и Японии. В те годы жители Меланезии стали свидетелями огромного количества чудес: прилетающих самолетов (американцы десантировались на острова, устраивая там военные базы), размахиваний руками людей на взлетной полосе (после чего неожиданно появлялся «посланник духов» - самолет), люди в наушниках разговаривают друг с другом и слушают радио... Когда война окончилась и самолеты перестали прилетать, меланезийцы вдруг начали копировать поведение американских военных, призывая их обратно. Они строили копии взлетной полосы, вырезали из дерева радиоприемники и наушники и, конечно, размахивали руками, смотря вверх – по их мнению, это должно было помочь.

Не напоминает ли это поведение детей во время предметной игры? Дошкольник не умеет лечить людей или продавать товар, но может послушать своего сверстника с помощью игрушечного фонендоскопа, воображая себя врачом, или деловито отдать воображаемую сдачу, играя в магазин.

Однако то, что карго-культ напоминает детскую игру, не так страшно. А вот его сходство с нашими повседневными реалиями – и НЛП, в частности – уже настораживает. Нарушается сама причинно-следственная связь, и на первый план выходит то, что и так произошло бы само по себе (например, уверенное поведение профессионала). Слепое повторение действий само по себе ничего не значит – так почему же, понимая это на примере культа карго, люди совершают то же самое в НЛП?

Самое время вспомнить об Иване, грезящем о карьере великого актера. Поступить в театральный вуз и самосовершенствоваться было бы логичнее, чем планировать покупку самолета. Логичнее, но гораздо сложнее – как и дипломированному врачу сложнее, чем ребенку с игрушечным шприцом.

Итак, ни само по себе НЛП, ни карго-культ не является чем-то в корне глупым или неправильным. Их многое роднит – в основном, наивность и, вероятнее всего, эффективность. Однако будет неправильным предполагать, что нейролингвистическое программирование никогда и никому не помогало – иначе не было бы столько приверженцев. Да, уверенное поведение действительно способно творить чудеса. И все же, само по себе оно не поможет добиться чего-то – только в тандеме с реализацией четкого и реального плана действий.

Источники:

1. Druckman D. Enhancing human performance: issues, theories, and techniques. - Washington.: National Academy Press, 1988. - 299 p.
2. Tippet G. Inside the cults of mind control. - Melbourne: Sunday Age, 1994. - 340 p.
3. Барабаш П. Брось курить! НЛП-тренинг. - СПб.: Питер, 2010 г. - 224 с.
4. Бендлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек – в принцы (Вводный курс НЛП тренинга). - СПб: Корвет, 2011 г. - 192 с.
5. Гриндер Дж. Истоки нейролингвистического программирования. - СПб.: ТО Неформат, 2017. - 234 с.
6. Данилов Н., Данилова Е. Азбука человеческой психики. Флагман психологии. - М.: Издательские решения, 2017. - 230 с.
7. Дилтс Р. Стратегии гениев: том 2. - М.: Класс, 1998. - 192 с.
8. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб.: Питер, 1998 г. - 752 с.
9. Лейвиц М. НЛП в бизнесе. - М.: АВ-Паблишинг, 2016 г. - 50 с.
10. Лейвиц М. НЛП-технологии. Как влюбить в себя. - М.: АВ-Паблишинг, 2016 г. - 38 с.
11. ПопперК.Логика научного исследования. — М.: Республика, 2004. — 447 с.

Автор: Юлия Матыченко, педагог-психолог, МБОУ Кадетская СОШ2, г. Рубцовск

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/CBtMR

В избранное