Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Краткие сведения из биографии Клариссы Пинкола Эстес


Эта женщина – поэт, психоаналитик и философ, прославилась как автор работ по женской психологии, а именно – женской инициации (хотя ее работы вполне можно отнести и к мужчинам). Она выступает последовательницей Юнга, основывая свои догадки и интуицию на понятиях архетипа, коллективного бессознательного, Самости, а также заимствуя у Юнга это отношение к мировой культуре – как, в числе прочего, хранилищу базовых психологических смыслов, ситуаций, поведенческих моделей. Известно, что К. П. Эстес вошла в состав членов Гваделупского Фонда, отстаивающего права человека. Она известна своими выступлениями на американском радио, которые, по сути, являются терапевтическим процессом, называемом на западе «story-therapy», а в русском варианте обозначаемом как «сказкотерапия», хотя в процессе работы с клиентами могут быть задействованы не только сказки, но любые тексты (включая частушки и анекдоты, например).

Книги Клариссы Пинкола Эстес переведены на десятки языков мира, в научных монографиях по психологии нередки ссылки на ее работы, наиболее популярной из которых стала книга «Бегущая с волками».

В качестве кризисного терапевта она начала практику с 60-х годов прошлого века, и ее пациентами были те, кто пережил две мировые войны, а также корейскую и вьетнамскую войны. Эстес выработала собственную методику терапии посттравматического стресса для тех, кто участвовал в спасательных работах после землетрясения в Армении.

Вот уже несколько десятилетий К. П. Эстес преподает юнговский психоанализ и изучает мировую мифологию, считая ее основой понимания современных проблем, стрессов и травм.

«Бегущая с волками»

В этой книге, занимавшей более полугода высшие позиции среди американских бестселлеров, рассматривается, какие женские архетипы, издавна бытующие в культуре, управляют современными женщинами и вписывают их поведение в особые сценарии, порой не осознаваемые в полной мере. В нашей современности после эпохи эмансипации смещены ценности и ориентиры, «победившие» женщины оказались в растерянности от того, что, получив права и свободы, они порой не понимают, что с ними делать. Истоки психологического здоровья – в возврате к своей древней природе, которая исцеляет и питает, но ход к ней нередко перекрыт ложными (или присвоенными) установками. Инстинктивная, мудрая, сильная, цельная женщина внутри каждой словно заточена внутри души, на нее наложен запрет проявления и реализации.

Аспекты женской инициации, затрагиваемые в книге

- Причины нежизнеспособности современной женщины: почему так часто распадаются семьи, и женщина не чувствует в себе ресурсов строить и сохранять дом? В чем проблема нарушения контакта матери с детьми?
- Самое главное: почему женщина не ощущает вкуса жизни, живет, словно Белоснежка, как во сне?!
- Как разрешить для женщины проблему долга и чувства?
- В чем истинные причины психосоматических женских заболеваний?

Все эти вопросы вполне предсказуемы для тренеров женских групп (число которых неуклонно растет во всех странах).

Каковы инструменты, предлагаемые автором книги?

Автор предлагает пути обретения пути к самой себе, к тому существу, которое сокрыто внутри и всегда готово прийти к диалогу, напитать целительной силой. Все просто – нужно погрузиться в мир сказок, известных с детства, вспомнить, о чем мечталось, проиграть любимых принцесс и осознать женский путь, закодированный в архетипических сказочных моделях.

В каждой женщине живет внутренний ребенок, который любит сказки, и сейчас их нужно прочитать с новых позиций, расшифровывая скрытые смыслы страшных, иногда кровавых, порой веселых историй, где действуют знакомые героини: заботливая мать, чистая девушка, ждущая суженого, злая ведьма и многие иные воплощения женского архетипа. Главное – понимание того, что он многогранен, и в каждой женщине есть, образно говоря, и добрая мать, и злая мачеха.

В книге предлагаются трактовки известных сказок: о Белоснежке, Синей бороде, Девочке со спичками, Гадком утенке, о злых колдунах – с точки зрения психоаналитической теории. Самое главное в процессе их перечитывания – доверие к интуиции, обретение новых смыслов, умение читать не столько сюжет, сколько закодированные смыслы. Этому помогает авторский анализ: например, таких архетипов, как «сон», «нарушение запрета» (средство обретения подлинной жизни), болезнь сознания, выраженная в неприятии Другого, равновесие анимы и анимуса как залога психологического здоровья личности и многие другие.

Как происходит работа во время чтения?

Во многом, бессознательно. Сказка предназначена для активизации «болевых точек» благодаря комментариям Эстес. Можно вспомнить традиции семьи (рода), выявить установки в отношении мужчин, деторождения, замужества, работы – всех сфер жизни, о которых говорилось в семье поговорками, афоризмами, и тем самым шла трансляция подрастающему поколению определенных установок, нередко искажающих действительность. Здесь много работы по прощению, общению с умершими родственниками, явному или скрытому диалогу с родителями и членами рода. Книга помогает обострить интуитивные ощущения, она довольно сложна для восприятия и уже точно ее нельзя «пробежать по диагонали».

Базовые принципы подхода К. П. Эстес
Юнговская идея о единой матрице коллективного бессознательного легла в основу всех работ психотерапевта. Такой универсалией культуры является миф о герое: он должен повзрослеть, набраться сил и «пойти в лес» - образно говоря, пройти испытание. А убеждение в том, что он сможет это сделать, базируется на природе человека – он изначально мудр, силен, ловок, умен, но культурные наслоения делают его слабым, неуверенным и напуганным.

Сказочные структуры зеркально отражают структуры коллективного бессознательного – вот почему они так понятны, априорно близки, даже если глубинный смысл не постигается в полной мере. Базовая структура сказок – это конфликт (как и в течение самой жизни, когда активизируются ресурсы человека).

Разрешению конфликта всегда способствует интуиция и инстинкты: в сказках множество примеров того, как «дурак» - человек наивный и неискушенный, следуя только своей интуиции и совершая нерациональные поступки, побеждал и оказывался в выигрыше. Это часть души, которую К. П. Эстес называет «божественной сутью», - ее не должны затмевать рациональность, логичность, «здравый смысл».

Одной из книг, повлиявших на нее, К. П. Эстес называет книгу Юнга «Цивилизация в переходный период» - о пути к самоисцелению через обретение самости. Что стоит в начале этого пути? Умение прислушиваться к себе, подход к массовой и навязываемой культуре извне, критическое осмысление буквально всего, что транслируется через СМИ и от других, сохранение спонтанности, умения быть верным своим привычкам, качествам – той части личности, которая может не нравиться и не быть одобряема социумом. Книга «Бегущая с волками» - попытка проиллюстрировать, как внешнее – сказка – становится интроецированным объектом, как отдельные смыслы превращаются из архетипических в актуальные личностные. И как подобное изменение сознания меняет реальность вокруг и качество жизни.

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/BFaNy

Скачать с ozon: https://clck.ru/BFaPB
Скачать с ozon: https://clck.ru/BFaPB
Скачать с labirint: https://clck.ru/BFaPf

В избранное