Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Psychosearch - вопросы психологии, философии и сознания


Чувство неполноценности по А.Адлеру


Начав свою практику в качестве глазного врача, Альфред Адлер впоследствии в качестве основной сферы деятельности выбрал психиатрию. Столкнувшись с проблемой лечения неврозов, он знакомится с работами З.Фрейда, что приводит к тому, что с 1902 г. он становится активным участником недавно сформировавшейся дискуссионной группы по психоанализу.

Однако А.Адлер никогда не был учеником Фрейда и развивал собственные идеи, что и привело к возникшему в свое время разногласию между Адлером и Фрейдом. Адлер считал, что центральное место в личности занимают не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект [3].

Это разница во мнениях привела к тому, что в 1911 Адлер сложил с себя полномочия президента Венского психоаналитического общества, разорвав все связи с Фрейдом.

Чувство неполноценности & стремление к превосходству

Чувство неполноценности - это ощущение человеком своей слабости, несостоятельности.

Адлер считал, что чувство неполноценности возникает еще в детстве. Каждый ребенок начинается испытывать это чувство так как длительное время остается полностью зависим от родителей, что приводит к возникновению чувства своей слабости, неполноценности по сравнению с сильными и независимыми родителями. При этом, данное чувство вполне естественно и не является чем то плохим. Скорее наоборот, данное чувство всегда вызывает ответную реакцию - амбициозность, стремление к превосходству.

Стремление к превосходству является главной движущей силой общества. Именно благодаря этому стремлению человек развивается.

Таким образом, чувство неполноценности и стремление к превосходству дополняют друг друга. Ведь без чувства неполноценности у человека не возникнет и неутолимого желания преодолеть это чувство путем достижения успеха.

Комплекс неполноценности & комплекс превосходства

Ощущение чувства неполноценности может стать чрезмерным. Такое чувство неполноценности становится комплексом неполноценности, который является стойкой убежденностью человека в том, что якобы в чем то хуже других, что у него есть какие-то дефекты, и они делают его неполноценным. От простого чувства неполноценности он отличается тем, что может привести к тому, что стремление к превосходству превращается в комплекс превосходства.

По мнению А.Адлера детей, у которых наиболее ярко проявляется чувство неполноценности, которое впоследствии может стать комплексом неполноценности, можно разделить на три категории. «Это дети, рожденные со слабыми или несовершенными органами; дети, к которым относились сурово и без любви, и, наконец, слишком избалованные дети» [1].

В первом случае, дети, рожденные с ярко выраженными физическими недостатками в виде слабых органов, часто страдают чувством психологической неполноценности. Дети вырастающие без любви и заботы также становятся неуверенными в себе, из-за мысли о том, что их никогда не будут любить и ценить. Но и дети, которых любят, но в процессе воспитания слишком балуют, тоже часто получают это комплекс. Из-за постоянной опеки и заботы они часто боятся делать что-то самостоятельно и это формирует у них чувство неуверенности в собственных силах.

Несмотря на то, что вышеуказанные случаи чаще всего приводят к возникновению комплекса неполноценности, они не являются обязательным условием для него.

Подведение итогов

Если чувство неполноценности станет чрезмерным, то оно может привести к развитию комплекса неполноценности - преувеличенного чувства собственной слабости, мысли о собственной ущербности. Это чувство может привести к тому, что человек становится неуверенным в своих способностях, считает что он ни на что не годен. Либо у человека возникает комплекс превосходства, в результате чего, человек вместо того, чтобы преуменьшать свои способности и умения, начинает их безосновательно преувеличивать. Такой человек становится хвастливым, высокомерным и эгоцентричным.

Таким образом, комплекс неполноценности является негативным проявлением чрезмерного чувства неполноценности, которое само по себе вполне нормально и естественно. Оно способствует развитию каждого человека, заставляет стремиться к превосходству, достижению поставленных целей и реализации внутреннего потенциала. Однако сам комплекс неполноценности далеко не нормальное явление и если вы чувствуете отягощение, должно быть, следует подумать о том, как можно его устранить.

Литература:

1. А.Адлер. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998.
2. Гуревич, П. С. Психоанализ. Современная глубинная психология : учебник для магистров / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
3. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд. третье, исправленное. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

Автор: Закирова Ляйсан, студентка

Публикуется в авторской редакции

Статью можно прочитать по ссылке: https://clck.ru/AU23p

В избранное