Продолжаем изучение книги Зигмунда Фрейда «Введение в
психоанализ»
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
СНОВИДЕНИЯ (1916
[1915-16])
ПЯТАЯ ЛЕКЦИЯ.
ТРУДНОСТИ И ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ПОНИМАНИЯ
Эти сновидения довольно выразительны, совершенно осмысленны,
вовсе не так бессвязны, как это обычно свойственно сновидениям. Мы не будем
поэтому что-либо возражать по их поводу. Общее в них то, что все они кончаются
шумом, который при пробуждении оказывается звоном будильника. Мы видим здесь,
как производится сновидение, но узнаем также кое что другое. Сновидение не
узнает будильника – он и не появляется в сновидении, – но оно заменяет
звон будильника другим, оно толкует раздражение, которое нарушает сон, но
толкует его каждый раз по разному. Почему так? На этот вопрос нет ответа, это
кажется произвольным. Но понять сновидение означало бы указать, почему именно
этот шум, а не никакой другой выбирается для обозначения раздражения от
будильника. Совершенно аналогичным образом можно возразить против экспериментов
Мори: произведенное раздражение появляется во сне, но почему именно в этой
форме, этого нельзя узнать и это, по видимому, совсем не вытекает из природы
нарушающего сон раздражения. К тому же в опытах Мори к непосредственному
действию раздражения присоединяется огромное количество другого материала
сновидения, например безумные приключения в сновидении с одеколоном, для
которых нет объяснения.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.