Продолжаем изучение книги Зигмунда Фрейда «Введение в
психоанализ»
ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ.
ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ОКОНЧАНИЕ)
Ну а теперь, наконец, мы можем перейти к вопросу, который
все откладывали: что это за намерения, которые таким необычным образом
проявляются в качестве помех? Разумеется, они весьма различны, но мы найдем в
них и общее. Изучив целый ряд примеров, мы можем выделить три группы. К первой
группе относятся случаи, в которых говорящему известно нарушающее намерение и
он чувствовал его перед оговоркой. Так, в оговорке «Vorschwein» говорящий не
только не отрицает осуждения определенных фактов, но признается в намерении, от
которого он потом отказался, произнести слово «Schweinereien» [свинства].
Вторую группу составляют случаи, когда говорящий тоже признает нарушающее
намерение, но не подозревает, что оно стало активным непосредственно перед
оговоркой. Он соглашается с нашим толкованием, но в известной степени удивлен
им. Примеры такого рода легче найти в других ошибочных действиях, чем в
оговорках. К третьей группе относятся случаи, когда сделавший оговорку
энергично отвергает наше толкование нарушающего намерения; он не только
оспаривает тот факт, что данное намерение побудило его к оговорке, но
утверждает, что оно ему совершенно чуждо. Вспомним случай с «auf stoЯen» (отрыгнуть
вместо чокнуться), и тот прямо таки невежливый отпор, который я получил от
оратора, когда хотел истолковать нарушающее намерение. Как вы помните, мы не
пришли к единому мнению в понимании этих случаев. Я бы пропустил мимо ушей
возражения оратора, произносившего тост, продолжая придерживаться своего
толкования, в то время как вы, полагаю, остаетесь под впечатлением его отповеди
и подумаете, не лучше ли отказаться от такого толкования ошибочных действий и
считать их чисто физиологическими актами, как это было принято до психоанализа.
Могу понять, что вас пугает. Мое толкование предполагает, что у говорящего
могут проявиться намерения, о которых он сам ничего не знает, но о которых я
могу узнать на основании косвенных улик. Вас останавливает новизна и серьезность
моего предположения. Понимаю и признаю пока вашу правоту. Но вот что мы можем
установить: если вы хотите последовательно придерживаться определенного
воззрения на ошибочные действия, правильность которого доказана таким большим
количеством примеров, то вам придется согласиться и с этим странным
предположением. Если же вы не можете решиться на это, то вам нужно отказаться
от всего, что вы уже знаете об ошибочных действиях.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.