Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется
неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой
личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях
классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия
истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных
наук.
Мишель Монтень
Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — выдающийся философ и
писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной
красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный
пункт учения — скептицизм. В отличие от агностицизма скептицизм Монтеня не
отрицает познаваемости мира. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно
совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы.
Высказывал идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние»
человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей
возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Главный
принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое
религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.
Николай Кузанский
Николай Кузанский, настоящее имя — Николай Кребс; прозвание
Кузанский получил из-за места рождения — Куза на Мозеле (1401—1464) — теолог
(был кардиналом при папе Пии II), философ, крупный учёный, особенно значимы его
исследования в области математики, астрономии и географии. Высказывал идею
единства Бога и его проявления в природе. Предлагал гелиоцентрическую систему
мира, вселенную считал бесконечной, считается, что его идеи оказали влияние на
Джордано Бруно, Николая Коперника и Галилея. Подчёркивал познавательную мощь
человека («человек есть его ум»), уподобляя творческие способности
божественным. Одной из центральных тем его философии являются сомнения и
противоречия. Он рассуждал о границах применимости закона противоречия в
математическом познании, и о возможности применения математических понятий в
познании природы.
Все вещи благодаря
причастию Единому суть то, что они суть. Единое же, причастие чему есть бытие
как всего, так и отдельного, по-своему сияет во всех вещах и в любой вещи.
Поэтому в твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве или же
единства — в одинаковости.
Джордано Бруно
Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский философ, один из
последних представителей философии эпохи Возрождения. Придерживался пантеизма,
согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не
сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах». Разделял
гелиоцентрическую теорию Николая Коперника, высказывал идею диалектического
единства противоположностей (на бесконечности прямая смыкается в окружность, периферия
совпадает с центром, материя сливается с формой). Единицей сущего считал
монаду, в деятельности которой оказываются слиянной телесное и духовное, объект
и субъект. «Монадой монад» является Бог. В этических воззрениях придерживался
идеи «героического энтузиазма» и безграничной любви к бесконечности,
возвышающей людей. 17 февраля 1600
г. был заживо сожжён как еретик на площади Цветов в Риме
после 8-летнего заключения.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 62 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.