Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется
неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой
личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях
классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия
истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных
наук.
Общая характеристика
Философии Возрождения
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать
как антропоцентрическое.
В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую
самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого
себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная
позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта
становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения
склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал
возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате
человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере
того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он
оказывается и неограниченным господином над природой.
В период возрождения огромную значимость приобретает
искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая
деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ
красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного
человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого
индивида.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению
природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по
мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как
несамостоятельной сфере.
В понимании природы, так же как и в трактовке человека,
философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически.
Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым
обожествляется.
Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий
врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание
природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных
сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить
идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе
жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не
нуждается больше в потустороннем начале.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.