Средневековая философия, философия Средневековья — исторический этап развития западной
философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется
теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.
Блаженный Августин
Одним из
представителей ранней средневековой философии является Блаженный Августин
Аврелий (354—430 гг.) — епископ гиппонский (в Северной Африке), влиятельный
представитель патристики. Работы этого философа оказали большое влияние на
становление христианского вероучения в средневековом обществе.
Учение Августина о
бытии близко к неоплатонизму. Всё сущее, именно потому что оно существует,
считается благом (добром). Зло — это не материальный объект, а отсутствие
добра. Всё сущее создано и поддерживается в состоянии существования Богом. Если
Бог «отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их также не
будет, как не было прежде, чем они были созданы». Августин считает познаваемой
душу и Бога. Идею Бога он рассматривает во взаимосвязи с человеком, а человека
в связи с Богом. Душа по Августину — нематериальный объект и существует вечно.
В трудах о происхождении души Августин колеблется между идеей о том, что она
(душа) переходит при рождении от матери к ребёнку и идеей о её создании Богом
(креационизм).
Философия Августина
очень теоцентрична: в центре её Бог, который находится во взаимосвязи с миром,
им созданным. Своё учение он противопоставляет пантеизму, считая, что у Бога
нет телесного обличия, но при этом считает его отдельной личностью. В связи с
этим выдвигает идею о бесконечности божественного начала. «Не мать моя, не
кормилицы питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу,
пищу детскую, по закону природы».
Августин считает
время характеристикой движения и изменения. До момента создания мира Богом,
никакого времени не было. И вообще, нет никакого «перед тем» и никакого
«потом». Прошлое обязано своим существованием памяти, будущее — нашей надежде.
Хотя в его рассуждениях присутствуют сомнения по этому поводу. В частности,
приводится пример с пророками, которые могли видеть будущее, стало быть где-то
оно имеется. Считается приверженцем религиозного фатализма.
В теории познания
близок к неоплатонизму. Критикует скептицизм, призывая доверять своим
ощущениям. Говорит о том, что если бы невозможно было познать истину, то и
относительная истина не была бы известна. Считает, что каждому человеку открыто
для изучения его внутреннее сознание. Стало быть, познание возможно. Считает
социальное неравенство объективным фактом, с которым нет смысла бороться. В
утешение говорит о том, что «бедный наг, но счастлив, богатый же является рабом
своих страстей». Разделяет церковь («царство божие на земле») и государство
(«дом дьявола»). Существуя и развиваясь параллельно, они пройдут шесть стадий,
начиная от Адама и Евы и заканчивая Страшным Судом, после которого граждане
«града Божия» попадут в рай, а для граждан «земного града» уготовлены вечные
муки.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный
(образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в
сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские
права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.