Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

На приёме у философа

  Все выпуски  

На приёме у философа Свой рейтинг


За тысячелетия человечество создало невероятное количество произведений искусства и с каждым годом скорость их создания увеличивается. К сожалению, ценность произведений не одинакова и возникает всё больший риск не заметить в информационном потоке по-настоящему ценное.

Необходим критерий, позволяющий отделить зёрна от плевел. Самый доступный критерий - рейтинг, популярность - давно показал свою несостоятельность. Голоса толпы поднимают наверх то, что легко вызывает эмоции: секс и смерть. Древний Рим захлебнулся в крови и разврате после того как начал прислушиваться к "голосу народа". К тому же движется и наша цивилизация.


Некоторые видят спасение в обращении к классике. Вот, мол, истинная ценность, проверенная временем. Но что такое классика? То, что много лет кем-то было признано сокровищем, достойным сохранения и тиражирования. Из поколения в поколение люди передавали друг другу классические произведения, далеко не всегда разделяя присвоенную им высокую оценку. Процесс причисления к классике намеренно оставлен в глубокой тени, чтобы скрыть его обыденность и неприглядность. Ведь всё, что мы сейчас так ценим, было возвышено благодаря социальному положению, родству, знакомствам и деньгам.


Самым лучшим вариантом была бы чёткая классификация всех произведений, распределение их по каким-либо параметрам, которые можно измерить численно. Но, к сожалению, термометра для искусства ещё не придумали.


У каждого из нас есть чувство прекрасного, у кого-то оно развито очень хорошо, у кого-то практически отсутствует. На основании этого внутреннего критерия каждый из нас способен ранжировать произведения искусства и сообщить о своей оценке другим. Было бы замечательно, если бы каждому произведению кто-нибудь присвоил рейтинг, например, по десятибальной шкале. Однако, во-первых, чувство прекрасного у каждого "настроено" уникальным образом, во-вторых, на наше восприятие искусства существенно влияет индивидуальный жизненный опыт. Другими словами, рейтинги разных людей не совпадают. И не удивительно, если бы люди воспринимали искусство хотя бы похожим образом, популярность гарантировала бы высокий класс произведения.


Решение этой проблемы предлагаю следующее: всё-таки заняться проставлением рейтинга всем увиденным, услышанным и прочитанным произведениям. Можно проставлять оценки по десяти или стобальной системе, можно использовать набор описательных характеристик: "Хочу ещё!", "Понравилось!", "Что-то в этом есть!", "Никак!", "Забыть!". Я склоняюсь ко второму варианту, потому что численная оценка будет корректной только после изобретения способа измерять произведение искусство по какому-нибудь параметру.

P.S. Обсудить эту и другие темы можно в Живом Журнале.


В избранное