Тысячи лет назад эрудированный человек считался учёным. Это вполне объяснимо: любая наука начинается со сбора фактов, с наблюдения. Лишь потом приходит понимание взамосвязи между зафиксированными явлениями. Но сами факты не порождают теорию. Теория возникает самостоятельно и может быть подтверждена или опровергнута новыми данными. Теория может существовать до появления подтверждающих её фактов и после её опровержения новыми фактами. Может оказаться, что теория была отброшена незаслуженно из-за неправильного
понимания фактов.
Век за веком набирают обороты два процесса: растёт общий объём знаний и повышается доступность этих знаний. Давно нет ни смысла, ни возможности удерживать в голове всё, изученное человечеством в голове. Любое проявление эрудиции имеет больше культурное значение, чем научное.
Человеку, изучающему мир, следует уделять внимание не деталям, а выработке понимания происходящих вокруг процессов. Знание принципов движения воды по поверхности планеты важнее, чем перечень притоков
и истоков. Изучение гравитационного взаимодействия планетных систем полезнее, чем астрографические координаты и названия планет. Настоящие уроки из истории получаются на основе знаний о причинах и следствиях, а не из дат и мест. Всю конкретику понимающий человек всегда сможет узнать из справочников, а в некоторых случаях - даже предсказать, как это сделал Д.И. Менделеев.