Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Поговорим о Будущем

  Все выпуски  

Поговорим о Будущем Выпуск 30. Ценности Права Будущего


Поговорим о Будущем

Сергей Арапов

Выпуск 30. Ценности Права Будущего

Продолжая тему Правды в правовой системе, отметим ценности Будущего Права, на которые мы уже обращали внимание.

Ценности, заключенные в самом Универсальном Праве – Праве Будущего, это, прежде всего, привлекательные  идеи, на которых этот Закон применяется. Это идеи Правды, Совести и Справедливости.

 Правда –  это Суть Права. Совесть –  это Ценность Права и его оценочное свойство. Справедливость – это Мера Права.

 Если Правда отсутствует в Праве, то Права не существует. Право без Правды невозможно. Без Правды Норма Права мертва.  Если в ходе рассмотрения судебного дела в будущем Едином Правоначалии – Универсальном Законе  отсутствует прямое регулирование по  конкретному спору, то Правда, Совесть и Справедливость являются правовой основой для вынесения решения.

 Если Совесть не является Ценностью,  то Права не существует. Отсутствие Совести  в Праве делает его невозможным.

 Если Право не содержит Справедливость, то нарушается порядок и мерность. Право без Меры невозможно. Начала права утверждают, что Правда, Совесть и Справедливость выше Нормы. При отсутствии прямого регулирования в будущем Едином Правоначалии на суть конкретного события, только Правда, Совесть и Справедливость являются правовой основой для рассмотрения конкретных дел. Указанные Начала являются безусловными ценностями и создают основу для базисных прав каждого гражданина.

Принуждение и ценности

В будущем Едином Правоначалии есть норма, которая обязывает суды всех уровней начинать судебное заседание словами:

«Во Имя Правды Совести и Справедливости да свершится правосудие ко Благу, с Милостью и Мерой».

Это определенная настройка для всех участников процесса на благополучное рассмотрение дела. Здесь нет места злоупотреблению правом. Сейчас все  судебные акты выносятся от имени государства. В  нашем случае именем Российской Федерации. Этим подчеркивается принудительный характер судебного акта. Вместе с тем государство само по себе ценностью не является. Как и принуждение, как таковое, ценностью не обладает. Поэтому смысл судебного акта именно в ценности норм. Поэтому по нормам  будущего Единого Правоначалия все судебные акты выносятся 

 

Во Имя Правды Совести и Справедливости

ко  Благу, с Милостью  и Мерой ….

Решение … суда

Именно ценностная и нормативная триада являются основанием вынесенного решения.

В классическом правоведении указывается, что этические и правовые нормы пересекаются между собой, но живут самостоятельной жизнью. Это верно только отчасти.

Недавно пришлось слышать от адвоката: «Вы представляете, клиент хочет найти в суде справедливость. Вот наивный». Увы! Это так.  Поиск справедливости воспринимается юристами либо как наивность, либо как полная неадекватность. И в значительной степени это связано с тем, что в структуре правовой нормы отсутствует нравственный элемент. Как только СОВЕСТЬ станет элементом правовой нормы, многие  судебные акты обретут истинную справедливость.

Многие теоретики и философы права считают, что с появлением нравственной оценки право потеряет свою объективность. Это либо глубокое заблуждение или намеренный обман. Именно по причине оберегания права от этических оценок право становится и необъективным и безнравственным. Не случайно А.В. Парибок назвал существующее право «взбесившимся правом».

Справедливость – это ценность особая.   Справедливость является  особой реакцией на поведение, где ключевое значение имеют понятия  «соответствие»  и «соразмерность».  На Справедливость надо ориентироваться сейчас, в настоящем времени, чтобы эта  особая реакция была положительной впоследствии. Поэтому «настройка на справедливость» важна и для суда, и для всех участников судебного процесса.

 Это делает Закон Своим. Именно такой Закон хочется исполнять. Это еще одна ценность закона, которая действует помимо способности защищать от произвола.

Некоторые правоведы утверждают, что наличие оценочной (то есть нравственной) стороны в праве мешает беспристрастности в вынесении решений. Неслучайно Фемида изображается с повязкой на глазах. Это лукавое суждение. Только нравственная оценка и является главной составляющей в оценке правовой.

 Перед нами ценностные Начала Универсального Закона. Правда – это суть Права. Именно эта суть помогает субъекту права распознать истинное и мнимое положение вещей в любой правовой ситуации. Это идеал правового устройства. С Правдой связывается истинность Права. Именно в Правде Право способно проявиться самым достойным образом. В отличие от Права, Правда не формализована. Она живее Права, и поэтому к ней больше доверия. Правда всегда может «поправить» Право, а Право Правду – никогда. Живое (Правда) создает искусственное (Право), а не наоборот. Правда – это суть Права. Без Правды существование Права невозможно.   Без Правды Норма Права – мертва.  Да и в судах свидетелей обязывают говорить правду под угрозой уголовной ответственности.

 Если Право не является Совестью как Ценностью и оценочной частью нормы, то Права также не существует. Отсутствие Совести в Праве делает право невозможным. «Я так не могу!» - это проявление Совести. Право, наделенное Совестью, обладает особой силой. Совесть – это глубокая оценка ситуации, состояния, правоты. Совесть существует только в связке с Правдой и Справедливостью. Совесть оценивает допустимость и дозволенность. Совесть всегда будоражит сознание, в том числе и сознание правовое.  Именно Совесть заставляет нас поступать по Правде и по Справедливости. Итак,  Правда, Совесть и Справедливость – это основной Баланс Ценностей будущего Единого Правоначалия (Универсального Закона).

Смысловой Актуальностью Правды является Благо. Это проектно-целевая связь. Правда всегда актуальна. Ведь в суде требуют от свидетелей говорить только правду. Смысловым Истоком Совести является Милость.  Это  ресурс, кладовая права. Это ресурс оценки.  Смысловой Связностью Справедливости является Мера.  Это деятельностная связь. Оценка соразмерности содеянного и ответственности.

 Что содержат в себе эти элементы нового баланса?

Совесть:  (Оценка – Сущность – Потребность). Именно с позиции Совести судам следует оценивать доказательства. Именно в Совести содержится убеждение суда в оценке доказательств, а не в простом обыденном мышлении. Совесть отвечает на вопрос: как делаем? За счет чего? Здесь содержатся  нравственные ограничения и последствия деятельности. Это ресурс права и общества.

 Благо: (Направление –  Ценность – Польза). Право есть благо как порядок и защита прав и интересов. Благо – это объект интереса. Это правовая цель. Это проектное основание. Благо отвечает на вопрос: что делаем? какое благо будет в итоге? Какова цель деятельности, её предмет и результат?

Мера:  (Действие – Возможность – Предельность).  Мерность права – это показатель его Справедливости. Соразмерность воздаяния за содеянное, соразмерность ответственности по обязательствам – это важный элемент правовой нормы. Мера  отвечает на вопрос: в каких пределах? Здесь содержатся  правовые и социальные границы и последствия деятельности. Мера здесь имеет два смысла: как ограничения и как отдельные действия и осознанная деятельность.

Продолжение следует…

Эффективное развитие Права Будущего, системы Иного Универсального Права, изложены в книге Сергея Арапова «Право Перемен в исторической системе координат».

Книгу можно приобрести здесьздесь,  здесь (бумажная версия) и здесь



В избранное