Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта,
причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального
обоснования поступков.
Стиль
философствования
Будучи филологом по образованию, Ницше большое внимание
уделял стилю ведения и изложения своей философии, снискав себе славу
выдающегося стилиста. Философия Ницше не организована в систему, волю к которой
он полагал недостатком честности. Наиболее значимой формой его философии
являются афоризмы, выражающие запечатлённое движение состояния и мысли автора,
находящихся в вечном становлении. Причины подобного стиля однозначно не
выявляются. С одной стороны, такое изложение связано с желанием Ницше
длительную часть времени проводить в прогулках, что лишало его возможности
последовательного конспектирования мыслей. С другой стороны, свои ограничения
накладывала и болезнь философа, не позволяющая долго смотреть на белые листы
бумаги без рези в глазах. Тем не менее, афористичность письма можно назвать
следствием осознанного выбора философа, результатом последовательного развития
его убеждений. Афоризм как свой собственный комментарий разворачивается лишь
при вовлечении читателя в постоянное переконструирование смысла, выходящего
далеко за пределы контекста отдельного афоризма. Это движение смысла не может
никогда закончиться, адекватнее передавая опыт жизни.
Здоровое и упадочное
В своей философии Ницше развивал новое отношение к
действительности, построенное на метафизике «бытия становления», а не данности
и неизменности. В рамках подобного взгляда истина как соответствие идеи
действительности более не может считаться онтологическим основанием мира, а
становится лишь частной ценностью. Выходящие на первый план рассмотрения
ценности вообще оцениваются по их соответствию задачам жизни: здоровые
прославляют и укрепляют жизнь, тогда как упадочные представляют болезнь и
разложение. Всякий знак уже есть признак бессилия и оскудения жизни, в своей
полноте всегда являющейся событием. Раскрытие смысла, стоящего за симптомом,
позволяет обнаружить источник упадка. С этой позиции Ницше предпринимает
попытку переоценки ценностей, до сих пор не критично подразумеваемых в качестве
самих собой разумеющихся.
Дионис и Аполлон. Проблема Сократа
Источник здоровой культуры Ницше усматривал в дихотомии двух
начал: дионисийского и аполлонийского. Первое олицетворяет собой необузданную,
роковую, пьянящую, идущую из самых недр природы страсть жизни, возвращающую
человека к непосредственной мировой гармонии и единству всего со всем; второе,
аполлонийское, окутывает жизнь «прекрасной кажимостью сновиденческих миров»,
позволяя мириться с нею. Взаимно преодолевая друг друга, дионисийское и
аполлонийское развиваются в строгом соотношении. В рамках искусства
столкновение этих начал приводит к рождению трагедии. Наблюдая за развитием
культуры Древней Греции, Ницше заострил внимание на фигуре Сократа. Тот
утверждал возможность постижения и даже исправления жизни посредством диктатуры
разума. Таким образом, Дионис оказался изгнанным из культуры, а Аполлон
выродился в логический схематизм. Совершённый насильный перекос и является
источником кризиса современной Ницше культуры, оказавшейся обескровленной и
лишённой мифов.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать
полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В
случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно
сообщите об этом.