Шамордино, практически не известное, является самым большим женским монастырем в Европе.
Главный собор монастыря Собор Богородицы построенный Перловым на землях помещицы Ключаревой — 15 главый. Вдоль стен балконы второго этажа. Иконы расшитые камнями и золотом то есть золотошвейные иконы. До революции в монастыре было 800 монахинь. Своя больница и прочее. Строительство келий не успевало за количеством пострижений.
Это был самый большой в Европе женский монастырь.
Местность вокруг Козельска оплот старообрядцев. Даже в 1917 году их среди верующих было 95 %. Кстати здесь крестился Иван Грозный (вернее рядом в Боровске). Там же на цепи сидел Аввакум, который перевербовал монахов его стороживших, то есть они его стали почитать как святого.
В Шамордино чудотворная купель и чудотворный источник. Известный до революции во всем мире. В него ездили окунуться даже королева Норвегии и Дании.
Сам собор Богородицы только малая часть монастыря. К собору примыкает огромная трапезная, затем еще строений с двадцать. В том числе мастерские иконописная, резьбы по дереву, пошивочная, переплетная, золотошвейная, керамическая и пр. Кельи, больница, не считая еще парочки соборов. Так вот они все в нео русском стиле, то есть с башенками, крылечками. В отличие от Оптиной, которая вся в стиле классицизма.
Можно начать с личности основателя монастыря старца Амвросия. Кратко перечислим его абсолютно выдающиеся качества:
— занимался траволечением, церковь смотрела на это как минимум неоднозначно;
— целительствовал при помощью ударов по больному месту (например, при зубной боли мог врезать по их источнику — помогало 100%), хворый народ, опять же буквально, просил старца избить его — в целях выздоровления так сказать, и после совершения оного действа взаправду выздоравливал;
— не занимая административных постов был ярко выраженным духовным лидером Оптиной пустыни, принимал в течение 30 лет с утра до вечера толпы народа, притом различного социального и имущественного уровня;
— принимал цвет русской интеллигенции (весьма разнородных взглядов, был серьёзнейшим интеллектуальным авторитетом для вполне светских людей);
— обладал даром предвидения (пророчества), давал, в том числе, чрезвычайно удачные бизнес-советы.
Достаточно неожиданно такой выдающийся человек, не обладающий никакими административными полномочиями начинает свой самостоятельный и очень дорогостоящий проект, причём фактически без всякого фактического участия церкви (а очевидно, хотя сам старец был истинным бессребреником, он приносил Оптиной пустыне значительную прибыль). Притом проект для церковной организации, не приносящий никакого дохода, чисто благотворительный и существующий на спонсорские деньги.
Проекту старец отдаёт всё больше времени, сил и потихоньку перебирается в Шамордино «насовсем», увлекая за собою буквально толпы своих поклонников (популярность у старца — бешеная, при том, что от общения с не всегда здоровыми людьми и целительской деятельности, старец более 30 лет подолгу и мучительно болеет различного рода кровотечениями).
И наконец, Амвросий делает наброски к новой иконе (в период массового голода). Так появляется супер популярная в своё время (сейчас началось её возрождение, хотя церковь от этого не в восторге) — «Спорительница хлебов». Вроде как спорительница — это одна из иманаций Богородицы, но кто знает… Например, про Софию Премудрости Божией до сих пор спорят, особенно, когда видят на старых иконах одновременно и Бога-отца, Богоматерь с Иисусом, символику Святого Духа и…
Софию-Премудрость.
Посещается старец и Великой княгиней. Узнав о том, что его хотят практически насильно вернуть в Оптину пустынь (для контроля и возвращения, ушедшей за ним паствы) — старец умирает.
Последнее… Уже из области эзотерики, но всё же. Шамордино территориально находится в зоне повышенной радиоактивности (Чернобыльская катастрофа). Находиться то находится, а вот этот самый фон в Шамордино в норме, а вот вокруг, в том числе и в Оптине пустыне — нет.
Перлов… Богатейший торговец, особо не афиширующий свою принадлежность к старообрядческой (староверческой) церкви. Сначала не очень охотно встречается с Амвросием (по совету жены) — всё же тот якобы никонианец, но моментально находит со старцем общий язык (а старец практически со всеми успешно находил контакт) и начинается их многолетнее и плодотворное сотрудничество в различных областях благотворительной деятельности. Тратит на это много (очень) денег, притом все теоретические начинания
Амвросия, практически воплощаемые Перловым, очень успешны и эффективны.
После смерти старца упорно доводит все общие замыслы до конца, достраивает всё, что было запланировано, притом замыслы чисто альтруистические, что для некоторых высокопоставленных служителей культа всё же было не совсем понятно.
Монастырь процветает и расширяется, появляются всё новые, более грандиозные планы, международная известность, почитатели на высшем европейском и восточном уровне…