Из трех мифических названий: Белый Остров, Агарти, Шамбала – европейскому читателю наиболее известна Шамбала. Мифы об Агарти или Агартха («недоступный», «неуязвимый» на санскрите) подобны мифам о Шамбале, но гораздо менее известны, а их происхождение почти не изучено...
Распространению сведений об Агарти способствовали публикации французского маркиза Сент-Ива д`Альвейдра «Миссия в Индию» (написана в 1866 г., издана посмертно в 1910 г.) и Ф. Оссендовского «И звери, и люди и боги» (1922 г.) о его скитаниях в Монголии в годы гражданской войны, в которой он подробно рассказывал о мифической подземной стране. До этих публикаций в Европе не было ни одного упоминания об Агарти.
Многочисленным комментаторам этих текстов и исследователям восточных традиций впоследствии так и не удалось обнаружить никаких ссылок об Агарти ни в буддийских, ни в исторических документах, а известный шведский исследователь Центральной Азии Свен Гедин (1865–1955) подверг резкой критике книгу Оссендовского, заявив в своей книге «Оссендовский и правда» (1925), что рассказ об Агарти Ф.Оссендовский полностью заимствовал из книги д`Альвейдра и подробности выдумал сам.
В конце XX столетия в энциклопедических справочниках, однако, уже значилось, что в мифологии монгольских буддистов Агарти – таинственная подземная страна, где живут древние посвященные, тайно руководящие ходом мировых событий. Этот «сокровенный мистический центр Земли», «наследие солнечной династии», «местонахождение Царя Мира», после получивший популярность литературных мемуаров Ф. Оссендовского, на долгое время стал связанным в представлении современников с
территорией Монголии. Единственная и существенная деталь – в самой Монголии ни историки, ни ламы, ни местные кочевники никогда ничего не слышали о подобной стране. Возможно, по той причине, что книга Ф. Оссендовского на монгольский язык ни разу не переводилась, а русского издания нет в архивах центральной библиотеки Улан-Батора. Нет никаких следов этого мифа и в монголо-тибетском искусстве, и как уже, неоднократно доказывалось: нет следов - нет и самого события…
Источники информации об Агарти
Единственными и до сих пор неподтвержденными источниками информации о таинственной Агарти остаются схожие по описанию этого центра публикация поляка Ф. Оссендовского - члена Совета Министров в правительстве Колчака, занимавшего в период гражданской войны пост директора Кредитной канцелярии в Сибирском правительстве, бежавшего впоследствии в Монголию - и опубликованная двенадцатью годами ранее работа Сент-Ива д`Альвейдра «Миссия в Индию». Оба автора утверждают о существовании подземного мира
– духовного центра, который имеет нечеловеческое происхождение, и хранит Изначальную мудрость, передавая ее сквозь века от поколения к поколению тайными обществами. Жители подземного мира намного превосходят в своем техническом развитии человечество, овладели неведомыми энергиями и по подземным проходам связаны со всеми континентами.
Сравнительный анализ обеих версий мифа об Агарти выполнил в своей работе «Царь Мира» французский ученый Рене Генон: «Если действительно существуют две версии этой истории, происходящие из источников, весьма удаленных друг от друга, то было интересно их отыскать и провести тщательное сравнение».
Агарти в «Миссии в Индии» маркиза Сент-Ива д’Альвейда
Французский мыслитель-эзотерист, маркиз Сент-Ива д`Альвейдр (1842–1909 гг.) оставил заметный след в истории, написав книги об оккультной древней истории и сформулировав новый универсальный закон истории и человеческого общества, который назвал «Синархия». Идеи нового мирового порядка, изложенные в учении Сент-Ива «Синархия», привлекли внимание будущих руководителей национально-социалистической партии в Германии.
По версии Сент-Ива, все сведения об Agartha (Агартха) получены им «от афганского принца Харджи Шарифа - посланника «Всемирного Оккультного Правительства» - и Агартхи расположен в районе Гималаев. Это целый пещерный центр с населением 20 млн человек – «самое тайное святилище Земли», хранящий в своих недрах летописи человечества за все время его эволюции на этой земле в течение 556 веков, записанные на каменные скрижали. Хронологию человечества и давность учения Сент-Ив,
опираясь на индийские источники, возводит к эпохе прародителя человечества легендарному Ману, т. е. 55 647 лет тому назад.
Любопытно отметить, что в последнее время появились сведения о найденных в Тибете таинственных «дисках Баян-Хара-Уул», по одной из версии имеющие на своей поверхности спиральные бороздки с неподдающейся расшифровке письменностью. 716 каменных дисков, найденных к настоящему времени в пещерах Баян-Хара-Уул, подобно граммофонным дискам имеют в центре отверстие. Есть опубликованные фотографии этих дисков, в частности из музея Баньпо, китайского города Сиань.
В своем литературном труде, ориентированном, как он писал, «для людей образованных, наиболее просвященных светских людей и государственных деятелей», Сент-Ив подробно и убедительно описывает государственное устройство Агарти и приводит достаточно оригинальные подробности, например, такие как:
«Современное мистическое имя Святилища Цикла Рамы было дано ему приблизительно 5100 лет тому назад, после раскола Иршу. Это имя есть «Агартта», что означает: «недоступный для насилия», «недостижимый для Анархии». Моим читателям достаточно знать, что в некоторых областях Гималаев, среди 22 храмов, изображающих 22 аркана Гермеса и 22 буквы некоторых священных алфавитов, Агартта составляет мистический Нуль (0). «Ненаходимое»».
«В Агартте не применяется ни одна из наших ужасных систем наказания, и отсутствуют тюрьмы. Не существует смертной казни. Совершенно неведомы в Агарти нищенство, проституция, пьянство, жестокий индивидуализм. Неизвестно деление на касты».
«Среди племен изгнанных из великого Унивеситета (Агартты) есть одно бродячее племя, которое, начиная с XV века, показывает всей Европе свои странные опыты. Таково истинное происхождение цыган (Bohami– по санкристки: «Отойди от меня»)».
«Агартта может следить за Душами на всех восходящих ступенях миров вплоть до крайних пределов нашей солнечной системы. В некоторые космические периоды можно видеть и говорить с умершими. Такова одна из тайн древнего Культа Предков».
Мудрецы Агартты «проверили на нашей Планете границы последнего потопа и определили возможную исходную точку его возобновления через тринадцать или четырнадцать веков».
«Основатель буддизма Шакьямуни получил посвящение в Святилище Агартты, но он не смог вынести из Агартты свои записи и впоследствии диктовал своим первым ученикам лишь то, что была способна удержать его память».
«Ни один посвященный не может унести из Агартты подлинных текстов ее научных трудов, ибо, как я уже говорил, они выгравированы на камне в виде непонятных для толпы знаков. Порог Святилища является недоступным без воли ученика. Подвальный этаж его выстроен магически, различными способами, в которых Божественное слово играет роль, как во всех древних храмах».
«Священные тексты, вследствие политических условий, были всюду систематически изменены, за исключением только одной Агартты, где сохранены все потерянные тайны еврейско-египетского текста наших собственных Священных Писаний и ключи к их мистериям».
Сент-Ив не дает ответа на вопрос где находится Агартта, в тексте есть только одно косвенное указание, что символически головой Агартта соприкасается с Афганистаном, а ногами, т. е. своим подножием опирается на Бирманию. Эта территория соответствуют области Гималайских гор, малоисследованных в то время. Поразительное описание самого тайного святилища на Земле, располагающего утраченными древними знаниями впоследствии вдохновила на поиски этого тайного святилища в Тибете, как различных ученых и
авантюристов, так и государственных деятелей разных стран, направивших экспедиции в малоисследованные районы Центральной Азии, в частности и для установления союза с Агарттой.
Агарти в «И звери, и люди, и Боги» Ф.Осседовского
Польский писатель Ф. Оссендовский (1876–1945) оставил большое литературное наследие, написав только о своих путешествиях по Северной Африке около 20 книг. Однако, наибольший успех достался книге, повествующей о его скитаниях в годы гражданской войны по Туве и Монголии, в которой он приводит интересные подробности о подземной стране Агарти и Царе Мира. В рассказе Ф. Оссендовского, основанного на монгольских источниках, это загадочное государство именуется Agharti, и при поверхностном прочтении книги
кажется, что вход в него находится в Монголии. Так, и посчитали последующие авторы, пересказывающие этот миф. С течением времени укоренилось убеждение, что миф об Агарти относится к мифологии Монголии и соответственно загадочная подземная страна будто бы расположена в самом сердце Азиатского материка.
Долгое время я также был убежден, что Агарти нужно искать в Монголии - там, где скитался Ф. Оссендовский и о чем он и написал свою знаменитую книгу. Но оказалось, что в Монголии нет и никогда не было озера Ноган-Куль, о котором упоминает Ф. Оссендовский в связи с Агарти, и, самое главное, мне не удалось за 10 лет поездок по Монголии найти хотя бы одного человека, который хоть что-нибудь слышал об этом мифе. Монголы на расспросы об этом озере обоснованно замечали, что «Ноган-Куль» –это
тюркское название, в Монголии озера имеют приставку «нур».
На самом деле местонахождение этого озера – Западный Саян, в горах на юге Сибири, через которые проходил маршрут бегства Ф. Оссендовского.
Вот как звучит первоначальная информация в тексте Ф. Оссендовского (Ф. Оссендовский. И звери, и люди, и Боги, 1994): «Старики, живущие на Амыле, рассказывали мне древнюю легенду о том, как некое монгольское племя, спасаясь от ига Чингисхана, скрылось в подземную страну. Потом неподалеку от озера Ноган-Куль один сойот показал мне закоптелые ворота, ведущие, по его словам, в то самое царство Агарти. Когда-то через эти ворота попал в подземное царство один охотник. По возвращению оттуда он начал было
рассказывать о виденном, но ламы отрезали ему язык, чтобы охотник не мог раскрыть мистерию мистерий. Состарившись он вернулся ко входу в пещеру, привлеченный старыми воспоминаниями, и исчез в подземном царстве».
Amyl
Река Амыл, является притоком р. Туба, которая впадает в Енисей и находится севернее Кызыла в Западном Саяне, где исконно проживали сойоты. На географических картах легко найти перевал Ноган-Холь (3460 м), который находится в южной части хребта Музур-Тайга между вершинами Ак-Оюк и Бельды и соединяет верховья р. Онгулук-Оюк (бассейн р. Шуй) и долину р. Чинге-Хем. В долине левого истока р. Онгулук-Оюк находятся два озера. Именно к этим местам относится описание Ф. Оссендовского о входе в загадочное царство
Агарти.
Удалось найти современное описание этой местности для туристов:
«Поднявшись на зеленые травянистые холмы, выходите к озеру. От границы леса до него 1 час хода. Продолжая подъем по луговинам, через 1,5 часа выходите ко второму озеру Ноган-Куль, которое находится у черных скальных стен цирка и по размерам значительно больше первого. Перед этим озером надо перейти по камням через реку на правый берег и подняться на бараньи лбы слева по ходу. Обходя по крупнокаменистой осыпи и снежникам боковые отроги хребта, выйти на конечную морену ледника Бельды. От верхнего озера
сюда 50 минут хода».
Через эти места уходил из Красноярска в Монголию, поднимаясь по долинам рек Енесея и Амыла и перевалив хребет Западного Саяна через Алжиакский переход Ф. Оссендовский. Именно, здесь в Туве, он впервые услышал от сойота рассказ об Агарти.
Остается добавить, что барон Р.Ф. Унгерн в 1921 г., с четырьмя полками казаков освободив Ургу от китайских войск, посылал верных людей в Тибет на поиски подземной страны Агарти, в которой, как он верил, спят трехметровые великаны (и здесь) и Князь Тьмы. Вторая экспедиция не вернулась. Почему барон Р.Ф. Унгерн послал людей в Тибет, а не в Западный Саян, остается загадкой.
Агарти и Царь Мира
Миф об Агарти стал популярным из-за рассказа о Царе Мира. Маркиз Сент-Ив д`Альвейдр говорит о верховном главе Агартти как о «Верховном жреце». По Сент-Иву, высший глава Агартти носит титул Brahatma и мог говорить непосредственно с Богом. В его описании центр Агартта, по мнению Рене Генона (1993): «собрал наследие древней Солнечной династии (Suryavansha), которая некогда обитала в Ayodhya, и ведет свое происхождение от Vaivaswata, Maну настоящего цикла».
Ф. Оссендовский приводит подробные сведения о таинственной подземной стране Агарти и Царе Мира, упоминает о разговоре с Дже-ламой, который сказал ему: «Только один человек из всех живущих знает священное имя Царя Мира, только один из всех посетил Агарти. Этот человек – я».
Древняя легенда рассказывает о подземной стране, известной еще во времена Чингисхана, вход в которую был расположен неподалеку от озера Ноган-Куль в Туве, Западном Саяне.
«Более шестидесяти тысяч лет тому назад некий святой скрылся со своим племенем под землей, и никто их больше не видел. В подземном царстве побывали многие – среди них Шакья-Муни, Ундур-гэгэн, Паспа, султан Бабер и другие. Ныне же никто не знает, где находится это царство. Кто говорит – в Афганистане, кто – в Индии. Люди там не ведают зла, в царстве не бывает преступлений. Там мирно развиваются науки, и погибель ничему не грозит. Подземный народ достиг необыкновенных высот знаний.
Теперь это большое царство с многомиллионным населением, которым мудро управляет Царь Мира. Ему ведомы все скрытые пружины мироздания, он постигает душу каждого человеческого существа и читает великую книгу судеб. Он тайно управляет поведением восьмисот миллионов человек на земле, все они исполняют его волю. Это царство называется Агарти. Оно тянется под землей по всей планете. В Агарти просвещенные пандиты записывают на каменных скрижалях все знания нашей планеты и других миров».
В послесловии своих заметок о скитаниях по Монголии Ф. Оссендовский еще раз уточняет, что впервые столкнулся со свидетельствами о подземной стране Агарти в горах Улан-Тайгши в Туве и дополняет свой предшествующий рассказ об Агарти новыми подробностями, такими как: «Народы, давно исчезнувшие с лица земли, нашли убежище в Агарти. Среди них племена Атлантиды, Гондваны, Лемурии, Лелирции и других мифологических континентов, информация о которых находится в буддийских монастырях… Народ, доселе
неведомый никому выйдет на поверхность земли, когда земля опустеет, когда на земле воцарится мрак и смерть, когда из десяти тысяч выживет лишь один», благодаря генофонду человечества, сохраняемого в подземельях Агарти, будет суждено возродить на земле новую жизнь.
Существует ли Агарти?
К сожалению, источники происхождения мифа об Агарти так и не были установлены.
В дневниках знаменитых путешественников по Центральной Азии миф об Агарти не упоминается. Об Агарти ничего не сообщает в своих работах Е. Блаватская. Среди легенд и исторических преданий, собранных Г. Н. Потаниным во время его путешествия 1884–1886 гг. по Монголии, также нет упоминания Агарти. Не удалось найти и каких-либо подтверждений по этой теме у современных монгольских историков и лам в монгольских монастырях. Тем не менее, в последние годы, появляются все новые журналистские публикации,
пересказывающие на свой лад сведения Ф. Оссендовского об Агарти. С каждой новой публикацией подземное святилище Агарти в шкале ценностей добро-зло, превозносится все выше и наделяется все большей человечностью, добротой и мудростью.
Исходя из анализа идентичных пересказов Сент-Ива д`Альвейдра и Ф. Оссендовского знаменитый «исследователь Традиции» Рене Генон делает вывод, что «Агартха является единственным подлинным центром эзотерического Посвящения, который противостоит демонической псевдо-духовности Шамбалы, питающий идеологию теософов, оккультистов и спиритов».
По сведениям Ф. Оссендовского подземная страна Агарти, система пещер и тоннелей, простирается под всеми континентами планеты. В сказаниях о Шамбале также часто присутствует рассказ о протяженных подземных проходах, часто заканчивающихся каменной дверью, «никем никогда не открытой». Проходы защищены перед непрошеными гостями умерщвляющими газами и силовыми полями.
Н. Рерих в своей работе «Алтай-Гималаи» (1974) пишет: «За каменной дверью в пещере скрыты тайны для будущего, но сроки им еще не пришли. …Много говорят монгольские проводники про подземные ходы. Ищи в песчаных? Холмах вход в тайные подземелья. Вход в них очень узок, но затем он расширяется и приводит в целый подземный город. …Бурятский лама сообщает, что когда он шел в Шамбалу, то его вели подземным ходом. Ход иногда так сужался, что с трудом могли протолкнуть племенного
барана, которого вели в заповедное место».
В «Сокровенном сказании монголов» можно прочитать о походе Чингисхана к горам Кунь-Лунь, во время которого они встретили людей, живущих в обширных пещерных системах. Этот же факт отражен в сочинении Плано Карпини 1247 г., за несколько десятилетий до Марко Поло посетившего Центральную Азию и составившего первое оригинальное европейское произведение о тех отдаленных областях Азии, о которых до него в Европе вообще не было достоверных сведений.
В своих письменных свидетельствах он пишет: «Прежде чем дойти до гор, войска Чингисхана шли более месяца по обширной пустыне. Они прошли по большой степи и добрались до некоей земли, где, как нам передавали за вполне достоверное, они видели наезженные дороги, но не смогли найти ни одного человека; но они так усиленно искали по земле, что нашли одного человека с его женой, которых привели к Чингисхану; и, когда он их спросил, где находятся люди этой страны, те ответили, что они живут в земле, под
горами» (П. Карпини «История Монголов, 1997).
Интересное упоминание об Агарти есть в книгах «Агни-йоги», составленных Е. Рерих: «В каждой легенде есть часть истины. Говорят о подземном народе Агарта, – такого народа нет. Но основание сказания зародилось около Нашей Обители. Ходы подземные не существуют в таком размере, как указано в легенде, но все-таки у Нас имеются подземные ходы довольно распространенные. В других сказаниях говорится о Беловодье и Иерусалиме Небесном, – оба сказания имеют отношение к Нашей Обители. Было
бы неразумно отринуть все сказания, не вдумываясь в их смысл. Каждое из них хранит самое точное указание, часто намеренно прикрытое. Нередко Мы сами ограждаем смысл легенды, ибо иначе познавание местных жителей может раскрыть многое».
Е.И. Рерих в одном из своих писем писала: «Также не следует считать труд Сент-Ива д'Альвейдера «Агарта» замечательным и правдивым рекордом. В действительности, он посещал Агарту своего собственного воображения и нагромождений тонкого мира. Сент-Ив был типичным психиком и медиумом. Потому описания его так расходятся с истиной.
Именно, его Агарта ничего общего с Белым Братством не имеет. Обманчива область психизма. В тонком мире много любителей персонифицировать Великие Образы. Книги Сент-Ива д'Альвейдера, книги Шюре – яркие примеры медиумистического творчества, и базироваться на них невозможно. Они полны самых нелепых заблуждений. Прочтите биографию Сент-Ива д'Альвейдера, и многое станет понятным».
В заключительной главе своей книги Ф. Оссендовский отступает от документального описания своих скитаний и приводит удивительные сведения о Царе Мира, управляющего подземной страной Агарти. От первоначальной ссылки на первых страницах книги на рассказ сойота о входе в подземное царство Агарти около озера Ноган-Куль в Туве в последней главе рождается миф на тему полой земли с протяженными подземными ходами между всеми континентами Земли, подобный сюжетам из приключенческих романов Жюль Верна. После публикации
сочинения Ф. Оссендовского в 1922 г., за последующие 80 лет ни одному исследователю древних традиций, даже такому серьезному мыслителю, как Рене Генонону, не удалось найти никаких дополнительных сведений в исторических документах или дошедших до нас мифах, подтверждающих рассказ Ф. Оссендовского о Царе Мира и подземном царстве Агарти.
Почти идентичные фантастические пересказы сведений об Агарти в сочинениях Сент-Ива и Ф. Оссендовского остались единственными в истории человечества.