Мишель де Монтень
(фр. Michel de Montaigne; полное имя — Мишель Экем де Монтень, 28 февраля 1533,
замок Монтень в Сен-Мишель-де-Монтень — 13 сентября 1592, Бордо) — французский
писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».
Развивающее обучение
Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного
ему общества, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых
школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню должно
способствовать развитию всех сторон личности ребёнка, теоретическое образование
должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса,
воспитанием нравственных качеств.
Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв.
Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно
развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ
от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного
воспитания Руссо. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню
является то, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных
отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без
принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при
индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей»
Монтень пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с
душевными склонностями доверенного ему ребёнка, предоставил ему возможность
свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей,
выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь,
иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы
наставник один всё решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал
своего питомца.» Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала
заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам. «Пусть учитель спрашивает
с ученика не только слова затвержённого урока, но и смысл и самую суть его, и
судить о пользе, которую он принёс, не по показаниям памяти своего питомца, а
по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни
разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить,
понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это».
«Пусть его душе будет привита благородная любознательность;
пусть он осведомляется обо всём без исключения; пусть осматривает всё
примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание,
фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым
проходили Цезарь или Карл Великий». «После того как юноше разъяснят, что же,
собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его
с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он ни
выбрал, — раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в
ней успехов. Преподавать ему должны то путём собеседования, то с помощью книг;
иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной
раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжёванном виде». В
этом заключаются основы педагогической теории Мишеля Монтеня.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.