Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мифологическая диалектика

  Все выпуски  

Мифологическая диалектика: Москва и Россия


Мифологическая диалектика

Здравствуйте!

Еще одна небольшая статья с возможным продолжением. Приоткрывает, но не раскрывает... Ждем подписчиков...:) Но спасибо тем, кто уже подписался

Москва и Россия

Модели символики столиц

Когда-то славянофилы называли себя Московской партией и видели в Москве символ традиционной России, противопоставляемый Петербургу.

Для украинцев русские по прежнему ассоциируются с москалями.

Еще Гитлер в своих военных планах рассчитывал, прежде всего, взять Москву,чтобы сломить дух сопротивления.

Как и большинство европейских стран Россия складывалась вокруг своего главного города, где концентрировались политические органы, власть, культура, армия и производство. Мы и до сих пор имеем такую модель, когда невозможно достичь политического и культурного признания, не прибегая к услугам Московских средств массовой информации, издательств, органов власти и влияния. Для нас это так естественно, что мы, пожалуй, даже и не задумываемся о возможности других моделей.

На самом деле такие модели существуют. Наиболее заметный пример - США. Это государство, в котором ни один город не может считаться центральным. Каждый штат и каждый город обладают достаточным производственным, политическим и культурным потенциалом, чтобы оказывать свою долю влияния на американский менталитет, и их взлеты и падения связаны скорее с конкурентной борьбой, чем с механизмами выстраивания символа и принадлежности американцев к той или иной местности США как своей изначальной родине.

Но с точки зрения символики главного города и Россия имеет особое отличие от традиционных европейских государств. У России есть вторая столица - Петербург. Возникновение этого города связано с попыткой Петра I и его последователей оторвать Россию от ее традиционных московских корней, показать народам, что больше нет города-поработителя, а есть новая столица западного типа, которая относится ко всем с безразлично-равной силой закона.

И был до недавних пор Киев, который, объединенные в единую державу восточные славяне, подсознательно считали своей исторической родиной.

Кризис символа

Уже в 70-е годы XX века в Советской армии крайне не любили москвичей.

Так как армия в ту пору была подлинным сгустком общественных, политических, этнических и культурных проблем державы, такую нелюбовь можно считать симптоматичной. Она показывала назревший кризис символа столицы.

Для достижения успеха нужно было по прежнему ехать в Москву, но Москва в эпоху "развитого социализма" стала крайне неласковой к чужакам. Был введен, так называемый "лимит", институт, который усложнил прописку в Москве. Именно в то время появились знаменитые фразы "Понаехали тут!" и "лимита", как образ взаимоотношений между москвичами и местностями.

В "кухонных разговорах" интеллигенции все чаще сравнивались Питер, как символ пролетарской революции, и зажравшаяся мещанская Москва, которая богатеет за счет территорий.

Боюсь предположить, но такое отчуждение между столицей и Россией могло начаться даже раньше - в 30-е годы. Недаром народ почти безучастно взирал на репрессии против ведущих лидеров партии, которые в его представлении были, в основном, москвичами. Гипотеза, конечно, но она не лишена определенных оснований. Переезд советского правительства в Москву в 18-м году начал совершенно новый этап в Российской истории, который только отчасти связан с развитием на практике идеи марксизма.

На самом деле, прежде всего, были реставрированы некоторые элементы средневековой Руси - причем те из них, которые напрямую были связаны с периодом московского царства...

Исторические параллели

Обратите внимание, милостивые господа, на тот факт, что в коммунистическую эпоху последовательно развивались три института: партком, колхоз и прописка.

Партийные комитеты везде и всюду являли собой идеолого-мистические органы, родственные по структуре, манерам, и формам деятельности православной церкви. Они брали на себя обязательства освящать и выстраивать личную жизнь людей, зачастую выступали местом исповеди и благословения, вмешивались в семейные дела. В то же время, отдельный партработник мог быть грешен, мог ошибаться или не до конца отражать линию партии, но сама партия признавалась безгрешной и правдивой по определению.

Колхозы наитипичнейшим образом повторяли модель крестьянской общины, с ее круговой порукой, совместной выплатой налогов, исполнением обязательств перед государством и партией (церковью).

Прописка - крепостное право, с некоторыми упрощающими мобильность возможностями, но, вспомним, что в сталинскую эпоху крестьяне вообще не имели паспорта. Для них очень непросто было покинуть свое место, а уж тем более переселиться в Москву.

Эти три института знаменовали новое средневековье, не в бердяевском, увы, смысле, mа в усилении всех прелестей феодальной (или, как теперь принято говорить, традиционной) экономики и политики.

Получили повсеместное распространение кумовство, взяточничество, казнокрадство, несправедливое распределение материальных благ рационированием. Учебники классической экономики называют такие явления непродуктивной конкуренцией, противопоставляя ее продуктивной рыночной.

Вспомним, однако, что структура Московского царства XV - XVI вв. основывалась на том, что царь распределял своих бояр по местностям и давал им эти местности в кормление. Все было честно в ту давнюю пору в том смысле, что служилый люд не получал окладов, а кормился. В Советском Союзе эти два звена соединились, хотя и имели аналоги в петербургском периоде России.

Сама революция в Петербурге была поднята западническим энтузиазмом интеллигенции, желавшей уничтожить институт кормления чиновничества.

Ан, обошли!..

Польза триединства

Не все так просто, однако.

Ленинский переезд в Москву ознаменовал и другую возможность и тенденцию Советского государства.

Низкопоклонничество перед Западом вдруг, и, можно сказать, впервые после долгих времен романовской России, сменилось на другую систему взаимоотношений.

Москва вдруг и надолго стала и пугалом капитализма, и знаменем какой-то новой жизни, сменяющей Европу, стоящую у заката. "Рука Москвы" - этим, пожалуй, сказано все. И хотя русская интеллигенция втайне роптала на бесчинства сталинизма, она так же втайне, даже перед собой, поклонялась мощи державы, частью которой ощущала себя всегда.

И не только интеллигенция, как никогда единый, хотя и насмерть перепуганный народ гордился своей партией, своей страной, своим ЧК - КГБ, и тем, что есть она - "рука Москвы", которую боятся на "гнилом" Западе.

Уже в 70-е, когда усилился кризис столицы, когда джинсы и "Битлз" начали раскачивать уверенность в нерушимой мощи СССР и окончательной справедливости советского образа жизни, интеллигенция шепталась на кухнях о необходимости "сильной руки".

Было нечто неосязаемо нематериальное и в усилении символа Москвы, и связанных с этим усилением символов триединства институтов, триединой формулы диалектики, триединой задачи партии по индустриализации, коллективизации и культурной революции.

Это неосязаемое нечто поднималось из самых глубин человеческой души и воплощалось в духовном единении с культурными символами своей державы. Архетипы триединства, как глубинное выражение древних инстинктов, и культурная символика столицы, как бы объединяющая систему знаков, вызывали тот духовный подъем, и то единение народов, которое происходило в советскую эпоху.

Этот взлет СССР вряд ли можно было бы объяснить одним только страхом перед тираном, да и тиран пришел не без согласия большинства.

Автор: Э.Нигмати
Сайт: Аргументы диалектики


В избранное