Сегодня начинаем изучение труда Карла Маркса «Капитал»
Карл Генрих Маркс
Капитал
Книга первая: процесс
производства капитала
Введение
I. Производство, потребление, распределение, обмен (обращение)
1. Производство
а) Предмет исследования – это прежде всего материальное
производство.
Индивиды, производящие в обществе, – а следовательно
общественно‑определенное производство индивидов, – таков, естественно,
исходный пункт. Единичный и обособленный охотник и рыболов, с которых начинают
Смит и Рикардо, принадлежат к лишенным фантазии выдумкам XVIII века. Это –
робинзонады, которые отнюдь не являются – как воображают историки культуры –
лишь реакцией против чрезмерной утонченности и возвращением к ложно понятой
природной, натуральной жизни. Ни в малейшей степени не покоится на таком
натурализме и contrat social Руссо, который устанавливает путем договора
взаимоотношение и связь между субъектами, по своей природе независимыми друг от
друга. Натурализм здесь – видимость, и только эстетическая видимость,
создаваемая большими и малыми робинзонадами. А в действительности это,
скорее, – предвосхищение того “гражданского общества”, которое
подготовлялось с XVI века и в XVIII веке сделало гигантские шаги на пути к
своей зрелости. В этом обществе свободной конкуренции отдельный человек
выступает освобожденным от природных связей и т. д., которые в прежние
исторические эпохи делали его принадлежностью определенного ограниченного
человеческого конгломерата. Пророкам XVIII века, на плечах которых еще всецело
стоят Смит и Рикардо, этот индивид XVIII века – продукт, с одной стороны,
разложения феодальных общественных форм, а с другой – развития новых
производительных сил, начавшегося с XVI века, – представляется идеалом,
существование которого относится к прошлому; он представляется им не
результатом истории, а ее исходным пунктом, ибо именно он признается у них
индивидом, соответствующим природе, согласно их представлению о человеческой
природе, признается не чем-то возникающим в ходе истории, а чем-то данным самой
природой. Эта иллюзия была до сих пор свойственна каждой новой эпохе. Стюарт,
который во многих отношениях находится в оппозиции к XVIII веку и, как
аристократ, в большей степени стоит на исторической почве, избежал этой
ограниченности.
Чем дальше назад уходим мы в глубь истории, тем в большей
степени индивид, а следовательно и производящий индивид, выступает
несамостоятельным, принадлежащим к более обширному целому: сначала еще
совершенно естественным образом он связан с семьей и с семьей, развившейся в
род; позднее – с возникающей из столкновения и слияния родов общиной в ее
различных формах. Лишь в XVIII веке, в “гражданском обществе”, различные формы
общественной связи выступают по отношению к отдельной личности как всего лишь
средство для ее частных целей, как внешняя необходимость. Однако эпоха,
порождающая эту точку зрения – точку зрения обособленного одиночки, – есть
как раз эпоха наиболее развитых общественных (с этой точки зрения всеобщих)
отношений. Человек есть в самом буквальном смысле, не только животное, которому
свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.
Производство обособленного одиночки вне общества – редкое явление, которое,
конечно, может произойти с цивилизованным человеком, случайно заброшенный в
необитаемую местность и потенциально уже содержащим в себе общественные
силы, – такая же бессмыслица, как развитие языка без совместно живущих и
разговаривающих между собой индивидов. На этом можно больше не останавливаться.
Этого пункта можно было бы вовсе не касаться, если бы нелепости, вполне
понятные у людей XVIII века, не были снова всерьез привнесены в новейшую политическую
экономию Бастиа, Кэри, Прудоном и т. д. Прудону и другим, конечно, приятно
давать историко-философское объяснение происхождению какого-либо экономического
отношения, исторического возникновения которого он не знает, путем создания
мифов о том, что Адаму или Прометею данная идея явилась в готовом и законченном
виде, а затем она была введена и т. д. Нет ничего более сухого и скучного, чем
фантазирующее locus communis.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 59 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.