Алхимия (лат.
alchimia, alchymia) — специфическая область натурфилософии, сформировавшаяся в
лоне герметической традиции.
Роль алхимии в
истории науки
Представление об алхимии как «примитивной химии»,
сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако
считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии. В
исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы
трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию»,
а практики получения различных веществ — как «внешнюю алхимию».
Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают
внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ. Как и все
эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и
макрокосма.
Неясно, насколько алхимические системы разных культур
изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные
результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций,
существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях.
Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп:
платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зороастризм,
манихейство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская,
арабская и европейская алхимия.
Психологическая
интерпретация алхимии К. Юнгом
В начале XX в. швейцарский психолог Карл Юнг предположил,
что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на
достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития, которая
достигается, в частности, в результате Великого Делания. Уробороса Юнг считал
символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов. Поиск
философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс
его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности.
Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении
алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок
ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел
поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом». Однако
именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей
популярности и обрёл последователей.
Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма, которые
формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении. Теория Юнга была
поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером, Вальтером
Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 57 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.