Продолжаем изучение
книги Анатолия Протопопова «Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда».
Естественники и гуманитарии: краткая история подхода
Выше я упоминал о
различиях естественнонаучного и гуманитарного подхода в изучении поведения
человека. Однако пионеры таких исследований не сразу разделились на два этих
лагеря; и вопрос о соотношении биологического и небиологического в поведении
человека первоначально обсуждался "в рабочем порядке" без нынешней
противопоставленности. Причём в разное время как преобладающе значимое
рассматривалось то биологическое, то небиологическое влияние. В 19-м и начале
20-го века вполне общепризнанным было мнение о преобладании биологического
компонента. Наиболее известным (хотя и далеко не единственным) выразителем
такой позиции можно назвать Зигмунда Фрейда. Фрейд был, безусловно, гениальной
личностью, впервые заговорив о подсознании и анализе подсознательной
деятельности. Причём Фрейд, опережая на полвека появление этологии, полагал,
что корни подсознательного растут на почве биологической сущности человека! Сам
он, кратко резюмируя свои научные достижения, формулировал это так — "Я
открыл, что человек — это животное". Он имел в виду, конечно же —
поведение человека, ибо зоологическую принадлежность человека отряду приматов
задолго до него определили Линней и Дарвин. И для таких заявлений требовалось
большое научное и личное мужество, ибо предположения о животных корнях
поведения человека очень многим не нравятся и сейчас. Однако, говоря о
биологической сущности подсознательных процессов, и их влиянии на человека, он
не предпринял сколь-нибудь убедительных попыток исследовать их физическую
природу и генезис! Не удивительно поэтому, что его построения выглядели как-то
сомнительно, и постоянно подвергались критике. К тому же, основанная на сходной
парадигме евгеника серьезно дискредитировала себя связями с деспотическими
режимами, использовавшими её для идеологической поддержки политики репрессий и
даже геноцида. Поэтому начиная с 20-х годов 20-го века маятник качнулся в
другую сторону, как всегда в таких случаях, перелетев через золотую середину.
Интеллектуальным сообществом была принята установка на недопустимость
биологических, расово-антропологических и тому подобных интерпретаций
социального поведения, в том числе наследования некоторых личностных качеств.
Установка, политически оправданная и гуманистически похвальная, однако ставшая,
будучи доведённой до крайности, серьёзным тормозом развития изучения поведения
человека. В развитие этой позиции вплоть до самого недавнего времени
господствовала восходящая к Руссо и даже может быть — Платону концепция веского
преобладания социально-обусловленных компонент в поведении человека, иногда
называемая концепцией "Tabula Rasa", то есть "Чистого
Листа". В её рамках предполагалось, что человек при рождении являет собой
чистый лист, на котором общество и среда пишут те или иные правила поведения, и
что таким образом будет записано, таковым человек и будет. Особенно такая
концепция понравилась гениям коммунистической идеи, ибо подкупала обещанием
легко и быстро изменить весь общественный уклад, раз уж "бытие определяет
сознание". Предполагалось, что как только в обществе изменятся
производственные отношения, так сразу человек и изменится — его "чистый
лист" станет скрижалью трудолюбия и гуманизма. На деле же получалось,
мягко говоря, не очень… С одной стороны — человек «почему-то» никак не хотел
существенно меняться, с другой — и производственные отношения лишь мимикрировали,
упорно скатываясь на старые рельсы. И это — несмотря на чудовищные усилия,
включавшие в себя даже тотальные репрессии.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.