Продолжаем изучение
книги Анатолия Протопопова «Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда».
О стадной иерархии
Наглость – второе
счастье
общеизвестная
банальность
В театре, как и в
жизни, самым требовательным бывает тот, кто не заплатил за место.
Французская
поговорка
Виктор Дольник
называет ранговый потенциал силой НАСТЫРСТВА (известный психолог Владимир Леви
– силой НАГЛОСТИ; – пожалуй, нагляднее). Они доказывают, что решающим
компонентом рангового потенциала является УВЕРЕННОСТЬ в своем превосходстве –
возможно, и весьма часто, особыми действительными достоинствами не
подкреплённая и ни на чём не основанная. В самом деле, уверенность одного
человека может просто гипнотизировать другого, да и самого себя, будь то
уверенность студента перед экзаменом, водителя перед ГАИшником, гуру перед
верующим, и прочее и прочее...
Это хорошо
иллюстрирует фольклор. Возьмем к примеру, сказку о лисе в ледяной избушке, и
зайце в лубяной. Ранговый потенциал у лисы был очень высок – её убоялся и волк
и медведь. Но у петуха он был ещё выше, и лиса сразу убежала. Хотя петух, даже
с косой, не опаснее медведя.
Обычно, альфа с
большой решимостью, упорством и удовольствием занимается внутригрупповой
борьбой, которая для него нередко становится самоцелью. Омеге эта борьба
гораздо менее приятна – он более уступчив. Отсюда, есть и другой параметр,
влияющий на ранговый потенциал – это степень уступчивости (или, наоборот,
конфликтности). Приемлемая для каждой особи величина конфликтной напряжённости
напрямую связана с ранговым потенциалом – чем ниже ранговый потенциал особи,
тем менее напряжённый конфликт вызывает у неё дискомфортные ощущения.
Количество вакансий
на иерархическом Олимпе ограничено по определению, и не зависит от среднего
рангового потенциала. Другими словами, повысив каким-то образом ранговый
потенциал всех, мы не увеличим количество высокоранговых. Сложится такая же
иерархия, только возможно более жёсткая и агрессивная.
Различная
уступчивость различных особей имеет очень важное биологическое значение – она
позволяет снизить накал внутригрупповой борьбы, а тем самым избежать излишней
гибели особей. В таком сообществе конфликты если и возникают, то ограничиваются
соседями по иерархии, вместо конфликтов каждого с каждым. Кроме того, альтруизм
«омег» открывает возможность консолидировать усилия всех особей группы в борьбе
за существование, что особенно важно для видов, не слишком сильных физически.
Именно это обстоятельство, вместе с повышенной смертностью «альф» (например, в
конфликтах между собой) и препятствует неограниченному росту среднего рангового
потенциала вида. Выживали не только сильнейшие особи, но и сильнейшие, самые
слаженные группы.
Фактически возможны
два способа консолидации группы – «военный» и «интеллигентный». Первый способ
предполагает жёсткую иерархическую структуру соподчинения, с безжалостным
подавлением неповиновения подчинённых. Второй – зиждется на альтруизме,
предполагающем искреннюю и добровольную взаимопомощь членов группы вплоть до
самопожертвования. У видов, стоящих на низших ступенях развития, разумеется
преобладает первый путь, как наиболее естественно вытекающий из базовых
инстинктов, надёжно реализуемый, и не требующий большого ума. Но для организации
очень сложного совместного поведения он становится неэффективным. Очевидно что
наши предки, живя в крайне опасной в смысле хищников саванне, большую часть
своего эволюционного пути прошли по первому пути. Альтруизм стал относительно
массовым явлением лишь тогда, когда рост интеллекта сделал возможными очень
сложные поведенческие схемы. В свою очередь, распространение альтруистических
форм поведения ещё более усложнило поведение людей, и создало предпосылки для
резкого ускорения социальный эволюции, выделившей человека из остального
животного мира. Таким образом, альтруистические поведенческие программы
возникли в относительно позднее эволюционное время, и не успели должным образом
закрепиться в генах. Поэтому столь ныне необходимый человечеству альтруизм
приходится передавать негенетическими средствами – теми, что составляют понятие
«культура». Однако ж чем крепче генетическая база альтруизма, тем выше, при
прочих равных условиях, уровень культуры.
Ранговый потенциал
бывает исходный, фактический и визуальный. Исходный даётся при рождении, он не
подвержен воспитанию и влиянию внешней среды. Исходный потенциал определяется
главным образом наследственностью, и в меньшей степени – условиями
внутриутробного развития. Фактический сильно зависит от обстоятельств. Он
определяется исходным потенциалом и конкретной обстановкой, в которой оказалась
особь. Обстоятельства могут воспрепятствовать реализации врождённого рангового
потенциала, а могут способствовать его полному раскрытию, и даже усилению. Для
людей фактический ранговый потенциал в среднем обусловлен исходными задатками
примерно на 2/3, а на 1/3 – условиями роста и воспитания. Однако это
среднестатистические данные; у какого то конкретного человека это соотношение
может быть другим.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 72 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.