Вокруг имени Ленина в советский период российской истории
возник обширный культ. Его имя и идеи прославлялись в СССР, также как и
Октябрьская революция, а позже и И. В. Сталин (вплоть до XX съезда КПСС).
26 января 1924 после смерти Ленина 2-й Всесоюзный съезд
Советов удовлетворил просьбу Петросовета о переименовании Петрограда в
Ленинград. Делегация города (около 1 тыс. человек) участвовала в Москве в
похоронах Ленина. Именем Ленина назывались города, посёлки и важнейшие улицы
населённых пунктов. В каждом городе стоял памятник Ленину. Цитатами Ленина
доказывались утверждения в публицистике и научных работах гуманитарных
направлений. Для детей были написаны многочисленные рассказы о «дедушке
Ленине», в том числе Михаилом Зощенко были написаны Рассказы о Ленине, частично
основанные на воспоминаниях его сестры Анны Ульяновой. Практически все дети 7-9
лет принимались в октябрята и носили на груди звёздочку с портретом Ленина.
Вместе с тем сам Ленин к славословиям в свой адрес относился
негативно. Восленский М. С. считает, что для этого он был слишком занят,
американский историк Нина Тумаркин полагает, что Ленин опасался собственного
превращения в «безвредную икону», и требовал от своих последователей
исполнительности, не доверяя ритуальным славословиям. Как отмечает Восленский в
своей работе «Номенклатура», если бы Ленин услышал «бесстыдные панегирики», раздававшиеся
в его честь после Хрущёва, «он почувствовал бы острое омерзение».
История
До 1918 года
Предпосылки культа были заложены задолго до революции, с
основанием в 1903 году большевистской партии. Ричард Пайпс подчёркивает, что
партия, как творение Ленина, была неотделима от его личности. С момента
основания партии Ленин имел огромный авторитет среди большевиков, как
основатель РСДРП(б) и основной её идеолог.
Нина Тумаркин в работе «Ленин жив! Культ Ленина в Советской
России» отмечает, что большевики уже начиная с 1903 года начали подпадать под
«гипнотическое воздействие» Ленина; Ричард Пайпс утверждает, что Ленин был
несомненно харизматичным лидером.
Валентинов Н. В. обнаружил, что уже в 1904 году в Женеве
вокруг Ленина возникла атмосфера «обожания». Суханов Н. Н. описывает
большевиков весной 1917 года, как людей, поклоняющихся своему идеологическому
центру во главе с Лениным, как «Святому Граалю», а самого Ленина
воспринимающих, как «прославляемого великого магистра ордена». Луначарский и
Потресов в своих мемуарах описывают подобное почитание большевиками Ленина как
неизбежное, вследствие его харизматичности.
Однако долгое время положение Ленина в партии не только не
означало ничего похожего на славословия позднесоветского периода; власть самого
Ленина в РСДРП(б) также отнюдь не была абсолютной. Целый ряд ключевых решений
1917 года был принят простым большинством ЦК, иногда даже вразрез с явно выраженной
волей Ленина. Так, ЦК отказался исключать из партии Зиновьева и Каменева,
выступавших против подготовки Октябрьской революции, а Брест-Литовский мирный
договор был одобрен ЦК только после того, как Ленин пригрозил своей отставкой.
Культ Ленина стал постепенно складываться ещё с осени 1917
года. Вскоре после Октябрьской революции Ольминский М. С. опубликовал в
большевистской газете «Социал-демократ» первую романтизированную биографию
Ленина. В этой биографии Ленин изображён скромным аскетом, у которого «одна
только забота — о партии».
Примерно в то же время в газете «Солдатская правда» вышла
ещё одна биография Ленина, написанная Крупской под редакцией самого Ленина; эта
биография, по словам Нины Тумаркин, «отличается фактической точностью и сдержанностью
тона», хотя в ней и были проигнорированы связи молодого Ленина с
народовольцами. Автобиография, написанная целиком самим Лениным летом 1917 года
по просьбе революционных солдат, отличается ещё большей сдержанностью; она
рассказывает лишь о казни Александра Ульянова, исключении молодого Ленина из
университета и его аресте в 1895 году.
Первый стихотворный панегирик в адрес Ленина появился уже 29
октября 1917 года в газете «Правда», и тремя неделями позднее — в «Солдатской
правде». 1 мая 1918 года опубликовано напыщенное стихотворение «Вождю» Демьяна
Бедного, в котором он называет работы Ленина «святой Библией труда», а врагов
большевизма «иудами». В 1918 году город Талдом был переименован в Ленинск
(однако никакого отношение Талдом к Ленину не имеет, а в 1929 город
переименован обратно). В августе 1918 сформирован первый большевистский
агитпоезд, носивший название «ленинского поезда».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения
могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать
полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В
случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно
сообщите об этом.