Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Исторические парадоксы Российского флота"


Здравствуйте уважаемый читатель!

С Вами Владимир Додонов с внеочередным выпуском рассылки "Исторические Парадоксы Российского флота". Сегодня я расскажу Вам об истории появления каронад в русском флоте. Выпуск сделан по материалам моей книги "Гладкоствольная артиллерия Российского флота". В ней дается описание всех орудий парусного флота России с чертежами и размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Видеопрезентацию книги смотрите по ссылке

Но прежде чем начать разрешите мне поприветствовать и поблагодарить тех читателей, которые подписались на рассылку в течение прошедшей недели. Обещанный подарок Вы сможете получить по ссылке в конце рассылки.

Девиз моей рассылки "Исторические парадоксы Российского флота":

"Очень интересно, крайне актуально, совершенно достоверно!"
Заходите на мой сайт. В его текущем выпуске и архиве более 200 интересных, достоверных и актуальных статей из истории Российского флота. Сейчас каждому посетителю сайта я вручаю интересный подарок.
В 1774 году все морские державы громом артиллерийской канонады облетело сенсационное известие – в Англии появилось новое орудие потрясающей разрушительной силы. Разумеется, туда сразу же полетели запросы, что за орудие, чем и как стреляет? Англичане вежливо, но сухо отвечали, что иностранцы могут познакомиться с новым орудием только в бою, но мы вам это не советуем, поскольку о ваших впечатлениях уже никто не узнает.
Однако даже в те весьма отдаленные времена долго скрывать такое изобретение было невозможно. Вскоре стало ясно, что речь идет о коротких (длина канала ствола до 10 калибров) чугунных гладкоствольных орудиях, изготовлявшихся Карронским (Carron) литейным заводом в Шотландии в графстве Штирлинг. По этой причине в нашей литературе слово каронада иногда пишется с двумя буквами «р».
Каронады быстро получили всеобщее признание, и вскоре были приняты на вооружение всех военных судов. При одинаковом весе с пушкой они имели значительно больший калибр, но дальность стрельбы у них была меньше, а точность хуже, чем у пушки.
Новое орудие предназначалось для стрельбы ядрами, разрывными снарядами и картечью в ближнем морском бою. Свое боевое крещение оно получило в 1775 году во время войны за независимость в Северной Америке, продемонстрировав чрезвычайную эффективность в стрельбе по деревянным судам с близкой дистанции.
Дальность выстрела 48-фунтовой каронады в первой половине XIX века при возвышении ствола 9 составляла 700 саженей. Характерным отличительным признаком каронад была проушина в виде кольца, которая располагалась внизу, вблизи центра тяжести ствола. В нее вставлялась железная ось, заменявшая цапфы.
Появление каронад произошло не случайно, оно было подготовлено историческим процессом развития войны на море. Возьмем для примера Наваринское сражение 8 (20) октября 1827 года. Флагманский корабль русского флота «Азов» получил в нем 153 пробоины (из которых семь — ниже ватерлинии). Представьте себе 153 пробоины при длине корпуса всего 54,3 метра. При таких повреждениях корабль не только не потонул, но и не утратил своей боеспособности, а уже 13 октября он вышел в море и благополучно пришел в Ла-Валетту (о-в Мальта).
Согласитесь, что такая низкая эффективность артиллерийского огня вызывала много неприятных вопросов к создателям корабельной артиллерии. Ответом на этот вызов и стали каронады. Они не решили проблему полностью, это было сделано только в 1822 году, когда были изобретены бомбовые пушки, но каронады значительно снизили ее остроту.
Казалось бы, что проблему можно легко решить увеличением калибра орудий, но это имело свой предел, при превышении которого выгоды не компенсировали связанных с этим потерь. С увеличением калибра значительно возрастал вес орудия, в результате его было труднее обслуживать, снижался темп стрельбы, и ухудшалась мореходность судна.
Для пояснения этого можно взять 30- и 48-фунтовые пушки. Их ядра, попадая в деревянный корпус судна, создавали пробоины диаметром 6,46 и 7,70 дюйма. По степени своей опасности такие пробоины практически одинаковы. И ту и другую можно было легко и быстро заделать. Поэтому такое увеличение калибра орудия было неоправданным.
Но был еще один путь. Можно было увеличить массу ядра за счет некоторого уменьшения его скорости. Это и было реализовано при создании каронады. При весе равном весу 6-фунтовой пушки каронада имела калибр 32 фунта, соответственно масса ее ядра была больше, а скорость меньше. При попадании в деревянное судно такое ядро создавало очень сильный удар и не просто пробивало, а ломало и крушило обшивку борта.
В то время морской бой происходил на короткой дистанции, поэтому некоторое снижение дальности и ухудшение точности стрельбы уже не имели значения. В связи с этим было очень выгодно заменить длинные, тяжелые и неудобные в обслуживании пушки легкими орудиями, которые требовали меньше прислуги, были очень удобны в бою и наносили гораздо больше разрушений противнику.
Изобретателем каронады являлся англичанин Чарльз Гаскойн. Ему ко времени создания орудия было 30 лет. Благодаря своей энергии и таланту он стал управляющим Карронской железоделательной компанией. В эти годы под его руководством и была создана каронада.
В Российском флоте каронады появились в период царствования императрицы Екатерины II. Флотское наследство досталось ей в весьма плачевном состоянии. «У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков...», констатировала она. Не лучше обстояли дела и в области производства артиллерийских орудий.
Для исправления положения Екатерина II повелела выписать из-за границы лучшего мастера и «не затрудняться размером жалования, лишь бы безошибочно лить пушки – нежели наши, как льют сто, а годятся много десять». Выполняя волю императрицы, командующий Российским флотом шотландец по происхождению адмирал С.К. Грейг обратился прямо к Чарльзу Гаскойну, который к тому времени был уже одним из самых авторитетных инженеров и металлургов Европы.
Предложение Екатерины II было столь щедрым, что в 1786 году Гаскойн прибыл в Россию и с большим энтузиазмом работал здесь до конца своих дней (умер он в 1806 году). В результате его преобразований и нововведений в конце XVIII – первой половины XIX веков русская армия и флот были полностью обеспечены первоклассными артиллерийскими орудиями и снарядами отечественного производства.
С 1787 года каронады стали устанавливать на русских 100-пушечных кораблях, а с 1805 года они были официально утверждены в качестве вспомогательного вооружения кораблей и фрегатов. Бриги и люгера вооружались только каронадами. Благодаря этому в русской морской артиллерии каронады занимали второе место после пушек.
В ближнем бою и в умелых руках каронады действительно были очень сильным оружием. Особенно наглядно это было продемонстрировано во время боя брига «Меркурий» 14 (26) мая 1829 года с двумя турецкими линейными кораблями. Основным вооружением брига были 18 каронад калибром 24 фунта. Одна такая каронада в ближнем бою вполне сопоставима с 24-фунтовой пушкой. Но на «Меркурии» их было всего 18 (по 9 с каждого борта), а на двух турецких кораблях было 184 орудия разного калибра.
Нет смысла пересказывать здесь ход боя, это всем хорошо известно, но важно отметить, что русские канониры показали свое полное превосходство. Удачными выстрелами из каронад они разбили рангоут сначала одного, а затем и второго турецкого корабля, что и решило исход боя. Таким образом, всего 18 каронад, плюс, конечно, умение и мужество русских моряков, победили в бою против 184 турецких орудий.
Сто лет каронады состояли на вооружении Российского флота, и утратили свою эффективность только с переходом к нарезной артиллерии, к паровому и броненосному флоту.
А теперь обещанный подарок для тех, кто подписался на рассылку в течение последних двух недель. Вы найдете его по этой ссылке.
На этом я с Вами прощаюсь.
До скорой встречи на страницах бесплатной электронной газеты
"Исторические парадоксы Российского флота".

Владимир Додонов
Руководитель проекта http://www.kliper2.ru "Интересная, актуальная и достоверная информация из истории Российского флота".
E-mail: sinop853@yandex.ru

В избранное