Продолжаем изучение книги Иммануила Канта «Критика
чистого разума»
ВВЕДЕНИЕ
VII. Идея и деление
особой науки, называемой критикой чистого разума
Однако и этого для начала было бы слишком много. Ведь такая
наука должна была бы содержать в полном объеме как аналитическое, так и
априорное синтетическое знание, и потому, насколько это касается нашей цели,
она обладала бы слишком большим объемом, так как мы должны углубляться в своем
анализе лишь настолько, насколько это совершенно необходимо, чтобы усмотреть во
всей полноте принципы априорного синтеза, единственно интересующие нас. Мы
занимаемся здесь именно этим исследованием, которое мы можем назвать собственно
не учением, а только трансцендентальной критикой, так как оно имеет целью не
расширение самих знаний, а только исправление их и должно служить критерием
достоинства или негодности всех априорных знаний. Поэтому такая критика есть по
возможности подготовка к органону или, если бы это не удалось, по крайней мере
к канону, согласно которому, во всяком случае в будущем, могла бы быть
представлена аналитически и синтетически совершенная система философии чистого
разума, все равно, будет ли она состоять в расширении или только в ограничении
его познания. Что такая система возможна и даже будет иметь вовсе не столь
большой объем, так что можно надеяться вполне завершить ее, - на это можно
рассчитывать уже ввиду того, что не природа вещей, которая неисчерпаема, а
именно рассудок, который судит о природе вещей, да и то лишь рассудок в
отношении его априорных знаний, служит здесь предметом, данные (Vorrat)
которого не могут остаться скрытыми от нас, так как нам не приходится искать их
вовне себя, и, по всей вероятности, они не слишком велики, так что можно вполне
воспринять их, рассмотреть их достоинство или негодность и дать правильную их
оценку. Еще менее следует ожидать здесь критики книг и систем чистого разума;
здесь дается только критика самой способности чистого разума. Только
основываясь на этой критике, можно получить надежный критерий для оценки
философского содержания старых и новых сочинений по этому предмету; в противном
случае некомпетентный историк и судья рассматривает ни на чем не основанные
утверждения других, исходя из своих собственных, в такой же мере необоснованных
утверждений.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых
источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши
авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.