Иммануил Кант
(22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий
философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох
Просвещения и Романтизма.
Философия
Теория познания
В «Критике» много места уделяется тому, как представления
подводятся под понятия рассудка (категории). Здесь решающую роль играет
воображение и рассудочный категориальный схематизм. Согласно Канту, между
созерцаниями и категориями должно быть посредствующее звено, благодаря которому
абстрактные понятия, каковыми являются категории, оказываются способными
организовывать чувственные данные, превращая их в законосообразный опыт, то
есть в природу. Посредником между мышлением и чувственностью у Канта выступает
продуктивная сила воображения. Эта способность создаёт схему времени как
«чистого образа всех предметов чувств вообще». Благодаря схеме времени
существует, например, схема «множественности» — число как последовательное
присоединение друг к другу единиц; схема «реальности» — бытие предмета во
времени; схема «субстанциальности» — устойчивость реального предмета во
времени; схема «существования» — наличие предмета в определённое время; схема
«необходимости» — наличие некоего предмета во всякое время. Продуктивной силой
воображения субъект, по Канту, порождает основоположения чистого естествознания
(они же — наиболее общие законы природы). Согласно Канту, чистое естествознание
есть результат априорного категориального синтеза.
Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант
впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением
реальности; по Канту, оно возникает благодаря активной творческой деятельности
бессознательной продуктивной силы воображения.
Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть
применение его в опыте), Кант задаётся вопросом возможности чистого применения
разума (рассудок, согласно Канту — низшая ступень разума, применение которой
ограничивается сферой опыта). Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна
метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант показывает, что
разум, когда он пытается получить однозначные и доказательные ответы на
собственно философские вопросы, неизбежно ввергает себя в противоречия; это
означает, что разум не может иметь трансцендентного применения, которое
позволило бы ему достигать теоретического знания о вещах в себе, поскольку,
стремясь выйти за пределы опыта, он «запутывается» в паралогизмах и антиномиях
(противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано); разум в
узком смысле — как противоположность оперирующему категориями рассудку — может
иметь только регулятивное значение: быть регулятором движения мысли к целям
систематического единства, давать систему принципов, которым должно
удовлетворять всякое знание.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 72 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.