Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

RFpro.ru: Консультации по истории

  Все выпуски  

RFpro.ru: Консультации по истории


Хостинг портала RFpro.ru:
Московский хостер
Профессиональный ХОСТИНГ на базе Linux x64 и Windows x64

РАССЫЛКИ ПОРТАЛА RFPRO.RU

Лучшие эксперты по данной тематике

Асмик Гаряка
Статус: Советник
Рейтинг: 10914
∙ повысить рейтинг »
Гуревич Александр Львович
Статус: Профессионал
Рейтинг: 4412
∙ повысить рейтинг »
Чаркин Иван Александрович
Статус: 5-й класс
Рейтинг: 459
∙ повысить рейтинг »

/ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / Гуманитарные науки / Общая история

Номер выпуска:66
Дата выхода:15.05.2013, 19:30
Администратор рассылки:Калашников О.А. (Руководитель)
Подписчиков / экспертов:21 / 14
Вопросов / ответов:3 / 7

Консультация # 181930: Здравствуйте, уважаемые эксперты! Помогите пожалуйста ответить на следующие вопросы и желательно побыстрее а то мне надо готовиться к экзамену а этих вопросов не хватает =\ 1.Сталинская модернизация СССР в 30-е гг.: цели, характер проведения и итоги. 2.Внешняя политика СССР в 1939 - 1941 гг. 3.Экономические реформы 50-60 гг.ХХ в.: ход и ит...


Консультация # 185978: Здравствуйте, уважаемые эксперты! Пожалуйста, помогите ответить на несколько вопросов! 1. Как в годы руководства страной Сталиным, Хрущевым, Брежневым и Горбачевым понималась и проводилась политика мирного сосуществования с капиталистическими государствами? 2. Какие изменения в мире привели к созыву Хельсинского совещания СБСЕ? С чем связ...
Консультация # 173303: Почему жители Аппенин перешли с латинского языка на итальянский?...

Консультация # 181930:

Здравствуйте, уважаемые эксперты! Помогите пожалуйста ответить на следующие вопросы и желательно побыстрее а то мне надо готовиться к экзамену а этих вопросов не хватает =\
1.Сталинская модернизация СССР в 30-е гг.: цели, характер проведения и итоги.
2.Внешняя политика СССР в 1939 - 1941 гг.
3.Экономические реформы 50-60 гг.ХХ в.: ход и итоги. Политика "Волюнтаризма".
4. Изменения в обществе 70-80-х гт. XX в.: характер отношений власти и общества.
5. Кризис 80-х гт. в СССР в экономике и внутренней политике.
6. Изменение политической ситуации в СССР в эпоху перестройки (1985-1991 гг.).
7. Путч ГКЧП 1991 г. и приход к власти Ельцина Б. Н.
8. Либерально-демократические реформы в России в 90-е гг. XX в.: задачи, цели, содержание, первые итоги.
9. Кризис власти в 1993 г. Характер противостояния исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти в Российской Федерации.

Дата отправки: 18.01.2011, 12:30
Вопрос задал: Антон Соложенцев
Всего ответов: 3
Страница онлайн-консультации »


Консультирует Асмик Гаряка (Советник):

Здравствуйте, Антон Соложенцев!

1
Период реализации двух первых пятилетних планов в истории СССР с 1 октября 1928 до конца 1937 г. был временем осуществления уни­кального в мировой истории опыта построения социализма «в отдель­но взятой стране». Проект строительства вырисовывался в 1924—1928 гг. в постоянных спорах между своеобразными «почвенниками», призы­вавшими строить социализм на территории СССР, не дожидаясь по­беды мировой революции, и «интернационалистами», полагавшими невозможным его построение в России без мировой пролетарской революции и помощи будущих «передовых» социалистических стран Европы и Америки заведомо «отсталому» СССР.

Победа одной из сторон далась нелегко. Она сопровождалась из­гнанием с властного Олимпа, из Политбюро ЦК ВКП(б), принципи­альных противников «ограниченной, националистической идеи». Оп­понентами Сталина и его влиятельного последователя — члена Полит­бюро, главного редактора газеты «Правда» Н. И. Бухарина — во время идейных битв были члены Политбюро Л. Д. Троцкий, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и многочисленные ич сторонники в советской Красной Армии, Коминтерне, руководящих элитах Москвы и Ленинграда.

Однако это было не только время словесных дуэлей. За эти годы, в условиях рыночных отношений, завершилось восстановление народ­ного хозяйства, страна в основном восполнила экономический урон, понесенный в ходе революции и Гражданской войны, В хозяйственной жизни наряду с государственными участвовали капиталистические предприятия, кооперативы. К октябрю 1928 г. народное хозяйство СССР по ряду показателей уже существенно превосходило наиболее высо­кий в дореволюционной истории уровень 1913 г.

К началу первой пятилетки стали просматриваться контуры конк­ретного плана индустриализации страны. ВСНХ во главе с членом Политбюро В. В. Куйбышевым определял ее как ускоренное в течение целого ряда лет развитие социалистической промышленности, преж­де всего производства продукции машинос троения, энергетики, хи­мии, металлургии, при обеспечении ежегодного прироста на 19—20%,
с тем чтобы промышленность стала главной отраслью народного хо­зяйства. Промышленный рывок должен был превратить ввозящую машины и оборудование страну в производящую их. Поскольку СССР противопоставлял себя капиталистическому миру, он вынужден был создавать военную промышленность, не рассчитывая на импорт стра­тегически важных товаров из капиталистических стран. Основные сред­ства для создания индустрии должна дать социалистически перестра­иваемая деревня.

Само собой подразумевалось, что перестройка таких масштабов в условиях «диктатуры пролетариата» не могла обойтись без принужде­ния как отдельных членов правящей партии, так и широких масс тру­дящихся к выполнению партийных и государственных решений. Руко­водящим участникам российского политического процесса репрессии представлялись «необходимым элементом» перестройки страны.

Опора на экономические рычаги в изыскании с редств для инду­стриализации предполагала использование существовавших в условиях нэпа разных форм собственности, товарно-денежных отношений, пред­приимчивости в ведении сельского хозяйства и легкой промышленнос­ти ради накопления в этих отраслях средств, которые можно использо­вать для создания тяжелой промышленности. Этот путь, по которому предлагал идти лидер возникшего в партии «правого уклона» Н. И. Бу­харин, предполагал продолжение нэпа. На него встали члены Полит­бюро: Председатель правительств СССР и РСФСР А. И. Рыков; глава ВЦСПС М. П. Томский; кандидат в члены Политбюро в 1926—1929 гг., секретарь ЦК, первый секретарь Московского комитета партии < 1924— 1928), нарком труда СССР (1928-1930) Н. А. Угланов.

Второй путь, к которому все больше склонялись Сталин и его сторонники, имел целью концентрацию всего хозяйства в руках госу­дарства, использование внеэкономических, командно-административ­ных методов мобилизации имеющихся в стране ресурсов для индуст­риали зации. Это означало свертывание нэпа; изъятие ресурсов из сель­ского хозяйства и легкой промышленности; использование их для ускоренного с оздания тяжелой промышленности, которая в свою оче­редь могла послужить основой для перевооружения и ускоренного развития всех других отраслей народного хозяйства.
Победа Сталина и его сторонников над «правым уклоном» в партии открывала путь безудержному форсированию индустриализации и коллективизации.
27 октября 1929 г. в газетах опубликовано обращение рабочих заво­да «Красное Сормово» к трудящимся Советского Союза с призывом начать борьбу за выполнение пятилетки в четыре года. Через несколь­ко дней этот лозунг подхватили крупнейшие предприятия страны. В ноябре пленум ЦК партии одобрил начинания угольщиков о вы­полнении пятилетки за четыре года и тракторостроителей — в три года обогнать Америку. Первый всесоюзный съезд ударных бригад (5— 10 декабря 1929) принял обращение к рабочим страны с призывом о досрочном выполнении заданий пятилетки за четыре года.

К осени 1929 г. стали приносить плоды предпринимавшиеся с XV съезда партии (декабрь 1925) меры по подготовк е к переходу де­ревни на сплошную коллективизацию. Если летом 1928 г. в стране су­ществовало 33,3 тыс. колхозов, объединявших 1,7% крестьянских дво­ров, то к лету 1929 г. их стало 57 тыс., в которых было уже свыше миллиона (3,9%) хозяйств. В некоторых районах Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги, ЦЧО колхозными стали от 30 до 50% кресть­янских дворов. За три месяца (июль—сентябрь) их в колхозы вступило около миллиона, почти столько же, сколько за 12 послеоктябрьских лет. Это означало, что на путь колхозов стали переходить основные слои деревни — середняки.

Опираясь на эту тенденцию, Сталин и его сторонники перешли к пересмотру только что принятых планов по коллективизации и потре­бовав завершить ее в основных зерновых районах страны за год. Тео­ретическим обоснованием форсирования перестройки деревни яви­лась статья Сталина «Год великого перелома» (Правда. 1929. 7 ноября). В ней говорилось, что крестьяне пошли в колхозы «целыми деревнями.

Таким образом, в ноябре 1929 г. Центральным Комитетом была дана установка местным партийным и советским органам развернуть сплошную коллективизацию не только селений и округов, но и обла­стей. Для оказания помоши в организации колхозов было решено на­править в деревню не менее 25 тыс. передовых рабочих.

В речи на конференции аграрников-марксистов в декабре 1929 г. Сталин сформулировал задачу ликвидировать класс кулачества как необходимое условие развития колхозов и совхозов. «Большим скач­ком» в развитии, новой «революцией сверху» предполагалось разом покончить со всеми социально-экономическими проблемами, корен­ным образом сломать и перестроить сложившийся хозяйственный ук­лад и народно-хозяйственные пропорции. Революционное нетерпе­ние, энтузиазм масс, настроения штурмовщины, в определенной мере присущие русскому национальному характеру, цинично эксплуати­ровались высшими руководителями страны. В управлении экономикой возобладали административные рычаги, обесценивалась материаль­на я заинтересованность работников в лучших результатах труда. Конец 1929 г., названного годом «великого перелома», по существу стал за­вершением периода нэпа в истории страны.

В результате идеологической борьбы, обострившейся из-за опасе­ний возникновения единого оппозиционного «право-троцкистского» фронта, Сталин и его сторонники одержали верх над «правыми уклонистами», обвиненными в пособничестве буржуазии и насажден капитализма в деревне. Победа закреплялась вытеснением оппозиционеров из руководящих партийных и государственных структур.

XVII съезд партии, проходивший 26 января — 10 февраля 1934 г., долгое время фигурировал в истории как съезд победителей. Он отме­тил победу на фронте социалистического строительства в результате успешного выполнения первого пятилетнего плана и утвердил резо­люцию «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.)», задачи которого были — окончательная лик­видация капиталистических элементов и завершен ие технической ре­конструкции народного хозяйства.

Основой первого пятилетнего плана стала обширная строитель­ная программа. Новое строительство поглотило безработицу (1365 тыс. человек на 1 октября 1928) и аграрное перенаселение. В 1931 г. был закрыта биржа труда и торжественно провозглашено отсутствие и н допущение впредь безработицы. С 1927 по 1930 г. в СССР было сдано эксплуатацию 323 новых предприятия.

Искусственное взвинчивание темпов роста промышленности п вело к серьезному нарушению баланса между отраслями. Распылен ресурсов на строительство не предусмотренных планом объектов н могло быть компенсировано только энтузиазмом. Новостройки созд вались в тяжелейших условиях: не хватало механизмов, строительн материалов, инженеров и техников. Строители, воодушевлявшиеся мечтами через четыре года преобразить новостройки в «город-сад жили в наскоро построенных бараках и землянках, скудно питались и одевались.
Достигнутые в экономике успехи позволили уже в январе 1933 г. заявить о выполнении пятилетки за 4 года и 3 месяца.
С учетом опыта первой пятилетки тактика претворения в жизнь форсирован ной индустриализации на новом этапе была изменена. Искусственного взвинчивания темпов уже не наблюдалось, хотя не­которые нереальные задания в план были включены. В целом плано­вые задания второй пятилетки (1933—1937), принятые на XVII съезде партии, оказались более взвешенными по сравнению с первоначаль­ными.

Как и предыдущая, вторая пятилетка объявлена выполненной досроч­но — за 4 года и 3 месяца. Основные усилия в этот период были под­чинены задаче завершения технической реконструкции народного хо­зяйства, завершению строек и освоению новых предприятий. За 1933— 1937 гг. в различных регионах СССР возведено 4,5 тыс. новых заводов, фабрик, шахт, электростанций (в отличие от первой пятилетки, каж­дый день в строй действующих вступало не одно, а в среднем три новых крупных предприятия).
К концу второй пятилетки техническая реконструкция СССР была II основном завершена. Неимоверным напряжением сил всего населе­ния обеспечивался постоянный рост промышленного производс тва, и среднем на 17% за год.
Высокие темпы промышленного развития достигнуты также за счет низкого стартового уровня, командно-приказных методов руковод­ства. Целям форсированной индустриализации отвечало массовое ис­пользование дешевой рабочей силы и энтузиазма масс, воодушевлен­ных утопической идеей строительства бесклассового, изобильного об­щества. Большую роль сыграли различные формы социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение производственных за­даний — ударничество в годы первой пятилетки, стахановское движение за повышение производительности труда и лучшее использование техники — во второй.

Консультировал: Асмик Гаряка (Советник)
Дата отправки: 18.01.2011, 15:48
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!


Консультирует Сучкова Татьяна Михайловна (Администратор):

Здравствуйте, Антон Соложенцев!
2 вопрос.
Внешняя политика СССР в 1939—1940 годах (краткий вариант, источник - wikipedia, История СССР

В ночь на 17 сентября 1939 г. СССР начал Польский поход во входившие в состав Польши Западную Украину и Западную Белоруссию (включая район Белостока), а также Виленский край, которые согласно секретному дополнительному протоколу к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом были отнесены к сфере интересов СССР. 28 сентября 1939 г. СССР заключил с Германией Договор о дружбе и границах, которым была зафиксирована, примерно по «линии Керзона», «граница между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства». В октябре 1939 г. Западная Украина вошла в состав УССР, Западная Белоруссия вошла в состав БССР, Виленский край был передан Литве.

В конце сентября — начале октября 1939 года с Эстонией, Латвией и Литвой, которые согласно секретному дополнительному протоколу к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом были отнесены к сфере интересов СССР, были заключены договоры, в соответствии с которыми на территориях этих государств были размещены советские военные базы.

5 октября 1939 года СССР предложил и Финляндии, которая тоже согласно секретному дополнительному протоколу к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом была отнесена к сфере интересов СССР, рассмотреть возможность заключения с СССР пакта о взаимопомощи. Переговоры были начаты 11 октября, однако Финляндия отклонила предложения СССР как по пакту, так и по аренде и обмену территорий. 30 ноября 1939 г. СССР начал войну с Финляндией. Эта война 12 марта 1940 года завершилась подписанием Московского мирного договора, зафиксировавшего ряд территориальных уступок со стороны Финляндии. Однако первоначально намеченная цель — полный разгром Финляндии — не была достигнута, а потери советски х войск были слишком велики в сравнении с планами, предполагавшими лёгкую и быструю победу малыми силами. Престиж Красной Армии как сильного противника был подорван. Это произвело сильное впечатление в частности на Германию и подтолкнуло Гитлера к идее напасть на СССР.

В большинстве государств, также как и в СССР до войны, недооценивали финскую армию, а главное — мощность укреплений «линии Маннергейма», и считали, что она не может оказать серьёзного сопротивления. Поэтому «долгая возня» с Финляндией была воспринята как показатель слабости и неподготовленности Красной Армии к войне.

14 июня 1940 г. советское правительство предъявило ультиматум Литве, а 16 июня — Латвии и Эстонии. В основных чертах смысл ультиматумов совпадал — от этих государств требовалось привести к власти дружественные СССР правительства и допустить на территорию этих стран дополнительные контингенты войск. Условия были приняты. 15 июня советские войска вошли в Литву, а 17 июня — в Эстонию и Латвию. Новые правительства сняли запреты на деятельность коммунистических партий и назначили внеочередные парламентские выборы. На выборах во всех трёх государствах победу одержали прокоммунистические Блоки (Союзы) трудового народа — единственные избирательные списки, допущенные к выборам. Вновь избранные парламенты уже 21—22 июля провозгласили создание Эстонской ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР и приняли Декларации о вхождении в СССР. 3—6 августа 1940 г., в соответствии с решениями эти республики были приняты в состав Советского Союза.

После начала германской агрессии против СССР летом 1941 года недовольство жителей Прибалтики советским режимом стало причиной их вооружённых нападений на советские войска, что способствовало продвижение немцев к Ленинграду.

26 июня 1940 СССР потребовал от Румынии передачи ему Бессарабии и Северной Буковины. Румыния согласилась с этим ультиматумом и 28 июня 1940 года на территорию Бессарабии и Северной Буковины были введены советские войска (подробнее см. Присоединение Бессарабии к СССР). 2 августа 1940 года на VII сессии Верховного Совета СССР был принят Зак он об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики. В состав Молдавской ССР были включены: город Кишинёв, 6 из 9 уездов Бессарабии (Бельцкий, Бендерский, Кагульский, Кишинёвский, Оргеевский, Сорокский), а также город Тирасполь и 6 из 14 районов бывшей Молдавской АССР (Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Слободзейский, Тираспольский). Остальные районы МАССР, а также Аккерманский, Измаильский и Хотинский уезды Бессарабии отошли к Украинской ССР. В состав Украинской ССР также вошла Северная Буковина.

Подробнее, с рассмотрением договоров с другими государствами

Консультировал: Сучкова Татьяна Михайловна (Администратор)
Дата отправки: 18.01.2011, 19:18
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!


Консультирует Сергей Мороз / F®ost (Администратор):

Здравствуйте, Антон Соложенцев!
6 вопрос.
Перестройка - источник Википедия.

Придя к власти, М.С. Горбачёв взял курс на улучшение отношения с США. Одной из причин этого было желание снизить непомерные военные расходы (25 % госбюджета СССР).

Однако его первая встреча с Президентом США Рональдом Рейганом в Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. 15 января 1986 г. было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды ядерного оружия.

Некоторым коррективам была подвергнута советская политика в Афганистане, где СССР произвёл в мае 1986 г. замену руководства страны. Новый Генеральный секр етарь НДПА М. Наджибулла провозгласил курс на национальное примирение, принял новую Конституцию, согласно которой был избран в 1987 г. президентом Афганистана. Советский Союз стремился укрепить позиции нового руководства, с тем чтобы впоследствии начать вывод советских войск из страны.

В октябре 1986 г. состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР. М.С. Горбачёв предложил Р. Рейгану ликвидировать все ракеты средней дальности, при этом Советский Союз шёл на бо́льшие уступки, чем США. Хотя инициатива советского руководства не была поддержана американской стороной, данное заявление имело большой международный резонанс.

В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую, сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности». Сопротивление новому курсу во внешней политике отдельных пред ставителей военного руководства было предотвращено чисткой в армии после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 г. на Красной площади самолёта гражданина ФРГ Матиаса Руста. Новым министром обороны 30 мая 1987 г. стал генерал армии Д.T. Язов, сменивший на этом посту С.Л. Соколова.

Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы Горбачёвым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», вышедшей в 1987 г. Согласно Горбачёву, все идеологические и экономические разногласия между мировыми системами социализма и капитализма должны отступить перед необходимостью защиты общечеловеческих ценностей. В этом процессе страны-лидеры должны жертвовать своими интересами в пользу малых стран, общих целей мира и разрядки в силу того, что для выживания в ядерный век нужна взаимная добрая воля.

Помимо самого М.С. Горбачёва и министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе, большую роль в разработке и реализации концепции «новог о мышления» сыграл А.Н. Яковлев, с сентября 1988 г. занимавший должность председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.

С 1987 года накал противостояния США и СССР начал резко снижаться, и за последующие 2-3 года конфронтация полностью сошла на нет. Однако ослабление противостояния было достигнуто во многом за счёт уступчивости советского руководства. М.С. Горбачёв и его окружение пошли на значительные уступки при заключении Договора о ракетах малой средней дальности (подписан 8 декабря 1987 г. на состоявшейся в Вашингтоне встрече Р. Рейгана и М.С. Горбачёва); своей пассивностью способствовали свержению коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе во второй половине 1989 года; в частности, не препятствовали объединению Германии.

21 ноября 1990 года в Париже была подписана так называемая «Хартия для новой Европы», провозгласившая фактический конец полувекового противостояния двух систем и начало новой эры «демократии, мира и един ства».

В марте 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов СССР, первые выборы высшего органа власти СССР при которых избир ателям предоставлялся выбор между несколькими кандидатами. Обсуждение предвыборных программ (в том числе и на теледебатах) стало подлинным[источник не указан 117 дней] прорывом к свободе слова и реальной политической борьбе.

I Съезд народных депутатов СССР открылся 25 мая 1989 г. В первый же день работы Съезда он избрал Горбачёва Председателем Верховного Совета СССР. Заседания съезда транслировались по телевидению, и множество граждан СССР внимательно следили за ними.

В последний день Съезда в относительном меньшинстве, радикально настроенные депутаты сформировали Межрегиональную группу народных депутатов (сопредседатели группы: А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов, А.А. Собчак, В. Пальм). Они выступали за ускорение политических и экономических преобразований в СССР, за радикальное реформирование советского общества, а по отношению к своим противникам — депутатам, голосовавшим в соответствии с линией ЦК КПСС использовали устойчивое словосочетани е «агрессивно послушное большинство».

12 — 24 декабря 1989 г. состоялся II Съезд народных депутатов СССР. На нём радикальное меньшинство, которое после смерти в дни Съезда Сахарова возглавил Ельцин, требовало отмены статьи 6 Конституции СССР, в которой указывалось, что «КПСС является руководящей и направляющей силой» в государстве. В свою очередь консервативное большинство указывало на дестабилизирующие дезинтеграционные процессы в СССР и, следовательно, на необходимость усиления полномочий центра (группа «Союз»).

В 1989 году в городе Междуреченск началась первая значительная забастовка шахтёров в СССР.

В феврале 1990 г. в Москве прошли массовые митинги с требованием отмены статьи 6 Конституции СССР. В этих условиях Горбачёв в перерыве между II и III Съездами народных депутатов СССР соглашается на отмену статьи 6 Конституции, одновременно инициируя вопрос о необходимости дополнительных полномочий исполнительной власти. III съезд 15 марта 1990 г. отменил статью 6, принял поправки в Конституцию, допускающие многопартийность, ввёл институт президентства в СССР и выбрал Президентом СССР М.С. Горбачёва (в порядке исключения первый Президент СССР избирался Съездом народных депутатов СССР, а не всенародно).

В марте 1990 г. прошли выборы народных депутатов союзных республик (выборы в Верховные Советы республик Прибалтики прошли раньше, в феврале 1990 г.) и в местные Советы народных депутатов.

С принятием закона СССР от 09.10.1990 № 1708-1 «Об общественных объединениях», стала возможной официальная регистрация иных кроме КПСС политических партий, первыми из которых были ДПР, СДПР и РПРФ зарегистрированые Минюстом РСФСР 14 марта 1991 года.

В РСФСР, в отличие от остальных республик, была создана двухступенчатая система органов законодательной власти, подобная существовавшей на уровне Союза — народные депутаты на Съезде избирали из своего числа постоянно действующий Верховный Совет. На выборах народных депутатов РС ФСР значительных успехов добились сторонники радикальных реформ, объединённые в блок «Демократическая Россия». Число депутатов, которые на Съездах народных депутатов РСФСР в 1990-91 годах голосовали не менее чем в 2/3 случаев в поддержку радикальных реформ, составило 44 % (в некоторых важных голосованиях — более половины), а удельный вес консерваторов-коммунистов составлял 39-40 %.

14 мая 1990 г. открылся I Съезд народных депутатов РСФСР. 29 мая после трёхкратного голосования он избирает Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина (Б.Н. Ельцин получил 535 голосов, А.В. Власов — 467 голосов).

12 июня 1990 г. 907 голосами «за» при всего 13 голосах «против» Съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР». В ней провозглашалось, что «для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается: полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории». Это положило начало «войне законов» между РСФСР и Центром.

12 июня 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он запрещал цензуру и гарантировал свободу для средств массовой информации.

Процесс «суверенизации России» приводит 1 ноября 1990 г. к принятию Постановления об экономическом суверенитете России.

В рассматриваемый период происходило образование различных партий. Большинство партий действовали на территории одной союзной республики, что способствовало усилению сепаратизма союзных республик, включая РСФСР. В своём большинстве новообразованные партии находились в оппозиции к КПСС.

КПСС переживала в этот период серьёзный кризис. XXVIII съезд партии (июль 1990 г.) привёл к выходу из неё наиболее радикальных членов во главе с Ельциным. Численность партии в 1990 году сниз илась с 20 до 15 млн человек, самостоятельными себя провозгласили компартии Прибалтики.

IV Съезд народных депутатов СССР утвердил конституционные изменения, наделявшие Горбачёва дополнительными полномочиями. Произошло фактическое переподчинение Президенту Совета Министров СССР, переименованного теперь в Кабинет Министров СССР. Был введён пост Вице-Президента, на который Съезд избрал Г.И. Янаева. Вместо В.В. Бакатина министром внутренних дел становится Б.К. Пуго, Э.А. Шеварднадзе на посту министра иностранных дел был заменён на А.А. Бессмертных.

Консультировал: Сергей Мороз / F®ost (Администратор)
Дата отправки: 19.01.2011, 10:13
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!

Консультация # 185978:

Здравствуйте, уважаемые эксперты! Пожалуйста, помогите ответить на несколько вопросов!

1. Как в годы руководства страной Сталиным, Хрущевым, Брежневым и Горбачевым понималась и проводилась политика мирного сосуществования с капиталистическими государствами?
2. Какие изменения в мире привели к созыву Хельсинского совещания СБСЕ? С чем связано стремление США во второй половине XX века активизировать процесс внесения в советское общество раскола?
3. Что представляла собой политика "Нового мышления", обосновавшая новый внешнеполитический курс СССР в период перестройки? Какие последствия имело проведение этого курса для страны, социалистического содружества и мирового сообщества?

Пожалуйста, очень нужны ответы на эти вопросы до 9-30 завтрашнего утра! Хотя бы на некоторые вопросы!

Заранее огромное спасибо!
С уважением,
Иван.

Дата отправки: 06.05.2012, 18:41
Вопрос задал: Барс Иван (Посетитель)
Всего ответов: 1
Страница онлайн-консультации »


Консультирует Сергей Мороз / F®ost (Администратор):

Здравствуйте, Барс Иван!
Хороший ответ на второй вопрос дает учебник Наринского М.М. "История международных отношений . 1945-1975: Учебное пособие." - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004. - 264 с.

© Цитата:

РАЗРЯДКА НАПРЯЖЕННОСТИ МЕЖДУ СССР И США

1. ПРИЧИНЫ РАЗРЯДКИ И ЦЕЛИ СТОРОН
Во второй половине 60-х годов обе сверхдержавы нуждались в некоторой передышке и перегруппировке сил. СССР и США стремились сохранить свое преобладание в биполярной системе международных отношений. В то же время они пытались выработать какие-то «правила игры», не допустить втягивания в новый серьезный международный кризис типа Карибского, избежать угрозы возникновения ядерной войны. Сложившееся соотношение сил делало невозможной победу одной из сверхдержав в вооруженном конфликте. Каждая из сторон стремилась «переиграть» дру гую, получить в процессе разрядки политические преимущества. Желательно было ограничить разорительную гонку стратегических вооружений. При этом советское руководство добивалось установления подлинного стратегического паритета и его признания Вашингтоном, а американское — сохранения своего технологического отрыва от СССР. Его демонстрацией стала первая в истории человечества экспедиция американских астронавтов на Луну в июле 1969 года.
После отстранения от власти Н. Хрущева в октябре 1964 г. Кремль стал проводить более осторожный и реалистичный курс на международной арене. Разрядка призвана была содействовать закреплению сложившегося территориально-политического устройства в Европе и признания Западом господства СССР в его сфере влияния. В начале 70-х годов важным стимулом к разрядке стало наметившееся сближение США с Китаем. В сложившейся ситуации Москва была заинтересована в установлении стабильных советско-американских отношений.
В отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезд у (30 марта 1971 г.) подчеркивалось: «Мы исходим из того, что улучшение отношений между СССР и США возможно. Наша принципиальная (с.194) линия в отношении капиталистических стран, в том числе США, состоит в том, чтобы последовательно и полно осуществлять на практике принципы мирного сосуществования, развивать взаимовыгодные связи, а с теми государствами, которые готовы к этому, сотрудничать на поприще укрепления мира, придавая максимально устойчивый характер взаимоотношениям с ними». Правда, при этом мирное сосуществование по-прежнему трактовалось как форма классовой борьбы.
Что касается Соединенных Штатов Америки, то они также стремились сохранить роль «балансира» в системе международных отношений при некотором свертывании своих военных обязательств. Отсюда их готовность договориться с Москвой о контроле над вооружениями — выработать новые «правила игры». Необходимо было уменьшить угрозу ядерной войны между США и СССР, создать политический механизм «взаимного сдерживания ».
Вашингтон хотел бы получить передышку в жестком противостоянии с Советским Союзом для борьбы за сохранение социально-политического статус-кво. При этом американское руководство рассчитывало использовать разрядку в отношениях с СССР, чтобы найти достойный выход из вьетнамской войны и решить другие региональные проблемы на приемлемых для Вашингтона условиях. Тем самым можно было бы улучшить внутриполитическую ситуацию в стране.
Осуществляя разрядку международной напряженности, руководство США стремилось не допустить расшатывания системы союзов Запада, не дать американским союзникам в Европе обойти заатлантического партнера в налаживании сотрудничества с Москвой. При этом Вашингтон рассчитывал на «размягчение» социалистического содружества, на ослабление солидарности социалистических стран с Советским Союзом и на постепенную либерализацию их внутренних порядков.
Новый курс американской администрации в международных делах отразился во внешнеполитических посланиях пре зидента Ричарда Никсона конгрессу. В первом таком послами (18 февраля 1970 г.) отмечалось, что «существующий баланс ядерной мощи диктует н еобходимость делать главный упор на переговоры, а не на конфронтацию». В четвертом послании Никсона (3 мая 1973 г.) также говорилось, что, хотя США и СССР «продолжают вести соревнование, тем не менее, конфликт между ними уже не может быть разрешен с помощью достижения победы в классическом смысле этого (с.195) слова. Мы вынуждены сосуществовать. Понимание этой реальности является краеугольным камнем американской политики, начиная с 1969 года».
Осознание необходимости полнокровного сосуществования и привело к разрядке напряженности между СССР и США.

2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАЗРЯДКИ
Позитивные сдвиги в политике Москвы и Вашингтона позволили осуществить в первой половине 70-х годов поворот в двусторонних отношениях в сторону разрядки и нормализации. Он выразился не только в улучшении общего политического климата в отношениях между СССР и США, но и в подготовке и подписании более 60 соглашений по самым различным вопросам, начиная от мер по предотвращению военного с толкновения до научно-технических и культурных связей.
Важное значение имело то, что к началу 70-х годов СССР достиг примерного паритета с США по стратегическим вооружениям. Конечно, это не означало симметричного равенства, которого никогда не существовало. В стратегической триаде (межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования — МБР, баллистические ракеты на подводных лодках — БРПЛ, стратегическая авиация) СССР всегда делал особый упор на МБР, а США — наоборот, на два других компонента этой триады. Однако по совокупности ракетно-ядерной мощи обе стороны приобрели возможность «гарантированного возмездия», то есть нанесения даже ответным ударом неприемлемого ущерба потенциальному противнику.
В 1971 г. администрация Никсона активизировала контакты с советским руководством, стремясь подготовить визит президента в СССР. В центре советско-американского диалога находились следующие вопросы: предотвращение ядерной войны; ограничение стратегических вооружений; региональные конфликты, включая положение на Ближнем Востоке; достижение соглашения по Западному Берлину и проведение общеевропейского совещания (по последним двум вопросам подробнее см. следующие главы). При этом Москва оттягивала встречу на высшем уровне, рассчитывая добиться от Никсона дополнительных уступок.
Все же в 1971 г. появились признаки некоторого улучшения советско-американских отношений. 30 сентября министр иностранных дел СССР А. Громыко и государственный секретарь (с.196) США У. Роджерс подписали соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между двумя государствами, которое фиксировало договоренности По предупреждению случайного или несанкционированного применения ядерного оружия. Тогда же было подписано соглашение об усовершенствовании линии прямой связи между руководителями СССР и США.
Однако советское руководство продолжало затягивать решение вопроса о визите Никсона в СССР. Подобная тактика привела к решению американского п резидента посетить вначале Китай. Его визит в КНР состоялся в феврале 3972 года. Вашингтон получил возможность «разыгрывать китайскую карту». Москва вынуждена была считаться с угрозой дальнейшего сближения между США и Китаем. Противодействие подобному развитию событий становилось одной из основных задач советской внешней политики.
В итоге заинтересованности обеих сторон в мае 1972 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в Советский Союз. В ходе визита 29 мая был подписан основополагающий политический документ «Основы взаимоотношений между СССР и США». В этом документе была официально зафиксирована общая убежденность сторон в том, что «в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования». Различия в идеологии и социальных системах не должны были служить препятствием для развития нормальных двусторонних отношений, основанных на принципах суверенитета, равенства, невмешательства во внутренние дела и взаимной выгоды . Руководители СССР и США признали принцип равной безопасности сторон в качестве базового принципа для развития советско-американских отно шений. В подписанном документе обе стороны взяли на себя обязательства делать все возможное для предотвращения военной конфронтации и возникновения ядерной войны; проявлять сдержанность, готовность урегулировать разногласия мирными средствами с учетом интересов обеих сторон; продолжать усилия по ограничению вооружений, прежде всего стратегических; развивать двусторонние связи в области экономики, науки, техники и культуры. «Основы взаимоотношений» создавали хорошую базу для развития отношений между СССР и США без ущемления интересов одной из сторон и для позитивного влияния на международную обстановку в целом. Правда, документ представлял собой декларацию принципов, которые требовали наполнения реальным содержанием. (с.197)
Сердцевиной советско-американских отношений были вопросы ограничения гонки стратегических вооружений. Двусторонние переговоры по этим вопросам велись в Хельсинки с ноября 1969 года. В Москве руководители СССР и США впервые зафиксировали договоренности о конкретных мерах в этом направлении. 26 мая 1972 г. Л. Брежнев и Р. Никсон подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).
Развитие наступательных и оборонительных систем стратегических вооружений было тесно связано. Чем прочнее становился щит одной стороны, тем более совершенные наступательные системы для его преодоления вводила на вооружение другая сторона, чтобы сохранить способность к гарантированному ответному удару. К началу 70-х годов и СССР, и США овладели технологией систем противоракетной обороны. Эти системы предусматривали своевременное обнаружение запуска баллистической ракеты противника и ее поражение противоракетой на любом участке траектории полета к цели. Сооружение систем противоракетной обороны грозило вывести на новый виток гонку стратегических наступательных вооружений.
К сожалению, советские руководители того пери ода упустили шанс полного запрещения противоракетных систем, в создании которых СССР опережал Соединенные Штаты. Во время встречи президента Л. Джонсона с главой советского правительства А. Косыгиным в июне 1967 г. американский президент поднял вопрос о системах противоракетной обороны. Советский премьер ответил: «Оборона моральна, а нападение аморально. Противоракетная оборона — это оружие защиты, а не нападения». Только когда американцы и сами заметно продвинулись в разработке подобных систем, в Москве осознали их дестабилизирующий характер.
По Договору об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) обе стороны взяли на себя обязательство не развертывать такие системы, которые обеспечивали бы защиту всей территории страны от ракетного нападения. Запрещалось испытывать и развертывать противоракетные системы морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Каждому участнику договора разрешалось разместить системы ПРО в двух районах (прикрыть сто лицу и одну базу МБР) радиусом не более 150 км с наличием в каждом районе не более 100 противоракет. Позднее, в 1974 г., СССР и США подписали протокол, по которому они согласились на (с.198) противоракетную оборону лишь одного района. СССР прикрыл Москву, а США — базу для запуска своих МБР в штате Северная Дакота. Договор предусматривал ограничения на строительство радиолокационных станций слежения за пусками ракет: «не развертывать в будущем РЛС предупреждения о нападении стратегических баллистических ракет, кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне». Контроль за выполнением принятых обязательств должен был осуществляться с помощью национальных средств. Договор носил бессрочный характер.
Договор об ограничении систем противоракетной обороны был заключен весьма своевременно, когда эффективность подобных систем выглядела весьма сомнительной, а стоимость их сооружения — громадной. Договор по ПРО оставался краеугольным камнем страте гической стабильности вплоть до декабря 2001 г., когда американская администрация президента Дж. Буша-младшего заявила об одностороннем вы ходе США из этого договора.
Одновременно было подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Оно предусматривало отказ обеих сторон в течение пяти лет наращивать число пусковых установок стратегических наступательных ракет наземного базирования и пусковых установок ракет, размещенных на подводных лодках. Одновременно ограничивалось и количество подводных лодок, несущих баллистические ракеты. Соглашение не означало сокращения стратегических вооружений: оно лишь устанавливало их согласованные потолки. При этом американцы согласились на количественное преимущество Советского Союза по МБР — 1618 и 1054, по БРПЛ — 950 и 710 (соответственно 62 подводные лодки и 44). Причиной сговорчивости руководителей США было их существенное превосходство по количеству боеголовок, ибо они заметно обогнали СССР в производстве ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). К тому же за рамками соглашения ОСВ-1 оставались стратегические бомбардировщики, по которым преимущество также было у американцев (531 к 140). В целом по количеству боеголовок Соединенные Штаты превосходили Советский Союз более чем в два раза (5700 и 2500).
Соглашение ОСВ-1 явилось лишь первым шагом на пути ограничения стратегических наступательных вооружений. Оно не препятствовало их качественному усовершенствованию в Рамках согласованных лимитов по количеству. В дальнейшем (с.199) США стремились сохранить свои технологические преимущества, сделали ставку на более эффективные и точные ракеты Советский Союз преодолел отставание по производству ракет с РГЧ ИН и наращивал мощность зарядов, доставляемых к цели.
СССР и США создали постоянную консультативную комиссию для содействия осуществлению целей соглашений об ограничении стратегических вооружений.
Позитивная тенденция в советско-американских отношениях получила дальнейшее развитие во время визита Л.И. Брежнева в США в июне 1973 года. Лидеры двух стран подписали соглашение о предотвращении ядерной войны. В нем фиксировалась цель политики обоих государств — устранение опасности ядерной войны и применения атомного оружия, стремление избегать военной конфронтации. Обе стороны обязались воздерживаться от угрозы силой или ее применения против другой стороны или ее союзников. В случае возникновения обстоятельств, которые выглядели бы как влекущие за собой риск ядерного конфликта, СССР и США обязались немедленно осуществить срочные консультации. Соглашение отражало общее стремление Москвы и Вашингтона отодвинуть угрозу ядерного столкновения, выработать общие «правила игры».
В 1974 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в СССР. Руководители двух государств подписали уже упоминавшийся протокол к Договору по ПРО. Кроме того, было заключено соглашение об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (мощностью не более 150 кТ с 31 марта 1976 года). Было также подписано совместное заявление, в котором стор оны взяли на себя обязательство устранить опасности использования средств воздействия на природную среду в военных целях.
После подписания соглашения ОСВ-1 Советский Союз и Соединенные Штаты повели переговоры о заключении постоянного договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. Переговоры были трудные: необходимо было выработать сложное уравнение с учетом всех компонентов стратегической триады. Тем не менее, стремление к достижению взаимоприемлемых договоренностей позволило выработать общие принципы будущего соглашения, которые были зафиксированы во время встречи Л. Брежнева с президентом США Д. Фордом в ноябре 1974 г. в районе Владивостока. Новый договор должен был установить одинаковые потолки для общего числа носителей стратегических вооружений (с.200) — 2400 единиц с каждой стороны, из них по 1320 единиц с РГЧ ИН. Однако воплощение этих договоренностей в договор ОСВ-2 потребовало существенных усилий с обеих сторон » еще нескольких лет переговоров.
Разрядка в советско-американских отношениях способствовала развитию сотрудничества двух стран по проблеме нераспространения ядерного о ружия, переговорам о запрещении противоспутникового и наиболее опасных типов химического оружия. В политической сфере СССР и США успешно взаимодействовали по европейским проблемам, в частности, в проведении Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Руководители обоих государств приложили усилия для развития двусторонних торгово-экономических связей. В октябре 1972 г. было подписано советско-американское соглашение о торговле. Оно предусматривало предоставление другой стороне статуса наибольшего благоприятствования и отказ от какой-либо дискриминации в торговых отношениях. Тогда же была достигнута договоренность об урегулировании расчетов по ленд-лизу. Как известно, США поставляли вооружения, материалы и оборудование по ленд-лизу бесплатно, но при условии, что все это будет использовано в ходе войны. В соглашении 1972 г. удалось согласовать сумму советской задолженности по ленд-лизу (600 млн. долларов) и условия ее погашения. Москва согласилась выплачивать долг, но только после получения режима наибольшего благоприятствования в торговле. К сожалению, реализовать подписанное торговое соглашение не удалось. При прохождении закона о торговой реформе через американский конгресс в декабре 1974 г. было принято положение о предоставлении Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования только при условии либерализации его правил выезда советских граждан на постоянное жительство в другие государства («поправка Джексона — Вэника»). Для советского руководства это условие оказалось неприемлемым, и реализация торгового соглашения была сорвана. Эта неудача стала тревожным сигналом нарастания трудностей в процессе разрядки.
В первой половине 70-х годов успешно развивалось советско-американское сотрудничество в сфере науки и техники, в частности, в области охраны окружающей среды, медицины, сельского хозяйства, транспорта, энергетики. Произошло расширение культурных связей между двумя странами: обмен художественными выставками, организац ия гастролей известных театральных коллективов и т.п. (с.201)

3. ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗРЯДКИ
Срыв реализации советско-американского торгового соглашения стал одним из показателей трудностей разрядки. Каждая из сторон стремилась в ходе разрядки укрепить свои собственные позиции, добиться для себя некоторых преимуществ. При этом США не готовы были воспринимать Советский Союз как равного партнера. В обмен на признание паритета в области стратегических вооружений между двумя сверхдержавами Вашингтон добивался от Москвы согласия на сохранение социально-политического статус-кво, включая «третий мир». Советское руководство трактовало разрядку совершенно по-другому — как наращивание преимуществ СССР и укрепление позиций социализма. Отсюда возможность конфликтов, и в первую очередь в зоне развивающихся стран, вступивших в новый этап освободительной борьбы. Укрепление влияния Советского Союза в Анголе, Мозамбике, Сомали, затем в Эфиопии болезненно воспринималось в Соединенных Штатах . В связи с событиями в Анголе (вмешательством Кубы и СССР в гражданскую войну в этой стране с участием ЮАР) Г. Киссинджер выдвинул тезис о том, что «советская способность проецировать силу» достигла качественно нового уровня, и призвал конгресс поддержать новые военные ассигнования для отражения советской угрозы.
Разрядка не отменила соперничества двух стран в наращивании ракетно-ядерных потенциалов. При этом США делали ставку на сохранение своего технологического преимущества, на создание новых более совершенных компонентов стратегической триады, на качественное улучшение систем управления войсками. СССР преодолел отставание в производстве ракет с РГЧ ИН и стремился обойти США, разрабатывая новые усовершенствованные ракеты среднего радиуса действия. Завершение подготовки нового договора ОСВ-2 становилось еще более трудным делом.
Разрядка напряженности сопровождалась серьезными сдвигами в международно-политическом положении. С признанием де-факто Китайской Народной Ре спублики в 1972 г. Соединенные Штаты получили возможность разыгрывать против Советского Союза «китайскую карту», что существенно изменило расстановку сил в АТР и на международной арене в целом.
В период разрядки США закончили войну во Вьетнаме, пойдя на заключение Парижских соглашений 1973 года. Тем самым одна из тактических задач Вашингтона была выполнена. (с.202) Соединенные Штаты могли активизировать свою внешнеполитическую активность по другим направлениям. Совершенно другие выводы сделало советское руководство. Оно сочло фактическое поражение американцев во Вьетнаме свидетельством серьезного ослабления мощи Соединенных Штатов. К этому прибавился Уотергейтский скандал и вынужденный уход Никсона с поста президента в августе 1974 года. США выглядели ослабленными и растерянными. Тем самым Советский Союз, по мнению Кремля, получал возможности успешно конкурировать с Соединенными Штатами в глобальном масштабе. К этому прибавлялись возросшие финансово-экономические возможности Советского Союза в результате нефтяного кризиса 1973 г. и резкого роста мировых цен на энергоресурсы.
Углубление разрядки встречало в Вашингтоне и Москве возраставшее сопротивление ее противников. В обеих странах политика разрядки наталкивалась на противодействие влиятельных группировок: военно-промышленного комплекса, военных, ортодоксальных идеологов. Характерно, что Л. Брежнев с большим трудом уговорил членов Политбюро ЦК КПСС принять его договоренности с президентом Дж. Фордом по принципам договора ОСВ-2, достигнутые во Владивостоке в ноябре 1974 года.
Результатом давления сторонников жесткой линии стало решение Форда в 1975 г. заменить в своей риторике термин «разрядка» лозунгом «мир с позиции силы». Дальнейшие переговоры по разработке договора ОСВ-2 фактически были прерваны. С началом в Соединенных Штатах подготовки к президентским выборам 1976 г. разрядка стала объектом все более резких нападок. Так, Дж. Уоллес, добивавшийся выдвижения своей кандидатуры от демократической партии, на одном из предвыборных митингов заявил: «Когда я был боксером, я твердо усвоил: как только устроишь себе разрядку, сразу же оказываешься в нокауте. Пока мы тут с русскими "разряжаемся", они захватывают весь мир». К концу 1975 г. появлялось все больше признаков того, что разрядка в отношениях между СССР и США в том виде, как она осуществлялась, себя исчерпала.
Правда, разрядка не сводилась только к отношениям между двумя сверхдержавами. Она повлияла на ситуацию в ряде регионов, в частности, в Европе. (с.203)

Консультировал: Сергей Мороз / F®ost (Администратор)
Дата отправки: 06.05.2012, 21:06
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю +1 одобряю!

Консультация # 173303:

Почему жители Аппенин перешли с латинского языка на итальянский?

Дата отправки: 15.10.2009, 13:49
Вопрос задал: Mark1 (Посетитель)
Всего ответов: 3
Страница онлайн-консультации »


Консультирует Гуревич Александр Львович (Профессионал):

Здравствуйте, Mark1.

В Средние века, когда Италия была политически разъединена, общего литературного языка не существовало, хотя сохранились письменные памятники различных диалектов. На латыни, в то время, говорили церковные деятели и высокообразованные люди, а народ говорил на различных диалектах.

Окончательный переход на итальянский язык произошел, видимо, в XVIII—XIX вв.

Подробности см., например,
URL >>

Консультировал: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Дата отправки: 15.10.2009, 14:41

3
нет комментария
-----
Дата оценки: 15.10.2009, 23:00

Рейтинг ответа:

НЕ одобряю +1 одобряю!


Консультирует Nicolacha (6-й класс):

Здравствуйте, Mark1.
Итальянский язык зародился после падения Римской империи, его основой стала разговорная латинская речь. Надо отметить, что в высших учебных заведениях Италии преподавание вплоть до 1912 года велось только на латыни.
Отличительная черта современного итальянского языка — большое число диалектов, существенно отличающихся друг от друга. Всего их насчитывается 16. Это становится понятным, если вспомнить, что значительная часть истории Италии представляет собой соперничество многих раздробленных княжеств, республик и отдельных городов-государств.
Итальянский язык образовался из латинских говоров простонародья Италии (Lingua romana rustica). В литературе он впервые встречается около конца XII в. (Lingua volgare в противоположность латинскому). В итальянском языке множество диалектов, из которых первоначально сицилийский получил распространение в поэзии. В XIV в. литературным становится тосканское или флорентийское наречие, развитое писателями Дан те, Петраркой и Боккаччо, а позднее - в XVI в. - Ариосто, Гварини и Тассо.
Литературная итальянская речь сложилась в 14 веке на основе тосканского диалекта, т.е. флорентийского диалекта. На её распространение оказало влияние благоприятное географическое положение Тосканы (области, в которой находится Флоренция) в центральной части полуострова, что позволяло ей осуществлять торговые и культурные обмены самого разного рода. Именно тосканские города — процветавшие торговые и культурные центры — оказывали сильное влияние на другие итальянские земли. Но разрыв между литературным языком и диалектами исчез лишь в середине 20 века.
О том, как итальянский язык «победил» латынь писал итальянский лингвист прошлого столетия Уго Канелла: "Языком литературы не мог оставаться латинский, слишком универсальный в отношении своего территориального распространения, слишком узкий для социальных классов, которые могли бы им пользоваться. Латынь не могла заменить сотню областных итальян ских volgari. Литературный язык должен был обладать популярностью диалекта и в то же время универсальностью латыни: он должен был быть итальянским языком".
С уважением.

Консультировал: Nicolacha (6-й класс)
Дата отправки: 15.10.2009, 15:16
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!


Консультирует millionaire`s mentor (3-й класс):

Здравствуйте, Mark1!

Возможно, вам известно, что незадолго до завоевания Рима варварами в сенате Рима был принят закон о признании гражданами Великого Рима всех жителей завоеванных северных и восточных территорий.
Как следствие этого прогрессивного шага, который бы сегодня назвали термином "глобализация", латинская лексика осталась языком закона и официальных документов, а так же языком новой имперской монотеистической религии, заменившей пантеон римских богов.
В силу объективности и цикличности исторических процессов, можно высказать предположение, что, т.н. итальянский язык стал вульгарной (нордной) трансформацией латыни и занял главенствующее место в группе романских языков. Так на территории Дакии распространился румынский вариант, а на территории Галлии французский вариант латыни.
Как в итальянском, так и в других (французский, румынский и т.д)языках романской группы очень сложно сегодня уловить корни единого латинского основания.
Но, тем не менее, сами французы о своем языке говорят, что французский язык - это искаверканная латынь.

Как происходило замещение языковых универсалий? Вот вопрос, который может вызывать интерес.
Думаю, что наблюдение за сленгом субкультур в наше время даст ответ на этот ворос.
Ведь Русский язык 16 века отличен от Русского языка 17 века, который, в свою очередь, уже сильно отличается от языка конца 19 века. А современный Русский язык - это уже и по правилам грамматики и по словарному составу так же отличается от Русского языка 16 века, как и Итальянский (современный) от латыни.
Если трасформация старославянского в русский язык заняла всего 4 столетия,
то у латыни для это было, как минимум 16 столетий.

Консультировал: millionaire`s mentor (3-й класс)
Дата отправки: 15.10.2009, 18:37

5
нет комментария
-----
Дата оценки: 15.10.2009, 23:11

Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!


Оценить выпуск | Задать вопрос экспертам

главная страница  |  стать участником  |  получить консультацию
техническая поддержка  |  восстановить логин/пароль

Дорогой читатель!
Команда портала RFPRO.RU благодарит Вас за то, что Вы пользуетесь нашими услугами. Вы только что прочли очередной выпуск рассылки. Мы старались. Пожалуйста, оцените его. Если совет помог Вам, если Вам понравился ответ, Вы можете поблагодарить автора - для этого в каждом ответе есть специальные ссылки. Вы можете оставить отзыв о работе портале. Нам очень важно знать Ваше мнение. Вы можете поближе познакомиться с жизнью портала, посетив наш форум, почитав журнал, который издают наши эксперты. Если у Вас есть желание помочь людям, поделиться своими знаниями, Вы можете зарегистрироваться экспертом. Заходите - у нас интересно!
МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС!



В избранное