Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

RFpro.ru: Консультации по истории

  Все выпуски  

RFpro.ru: Консультации по истории


Хостинг портала RFpro.ru:
Московский хостер
Профессиональный ХОСТИНГ на базе Linux x64 и Windows x64

РАССЫЛКИ ПОРТАЛА RFPRO.RU

Лучшие эксперты по данной тематике

Гуревич Александр Львович
Статус: Профессионал
Рейтинг: 4892
∙ повысить рейтинг »
Nicolacha
Статус: 5-й класс
Рейтинг: 460
∙ повысить рейтинг »
Чаркин Иван Александрович
Статус: 5-й класс
Рейтинг: 458
∙ повысить рейтинг »

/ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / Гуманитарные науки / Общая история

Номер выпуска:46
Дата выхода:21.09.2011, 15:30
Администратор рассылки:Калашников О.А. (Руководитель)
Подписчиков / экспертов:55 / 32
Вопросов / ответов:1 / 1

Консультация # 184037: Здравствуйте! У меня возникли сложности с такими вопросами: 1. Почему левые партии в начале 20 века чаще всего были вынуждены применять именно насильственные методы борьбы 2. Каким образом большевики смогли частично разрешить назревшие общественные проблемы, породившие Февральскую революцию 1917г? Какие противоречия в общественном развитии эт...


Консультация # 184037:

Здравствуйте! У меня возникли сложности с такими вопросами:
1. Почему левые партии в начале 20 века чаще всего были вынуждены применять именно насильственные методы борьбы
2. Каким образом большевики смогли частично разрешить назревшие общественные проблемы, породившие Февральскую революцию 1917г? Какие противоречия в общественном развитии это заклабывало
3. Почему после заключения договора 1610г. между правительством «семибоярщины» и Польским королём начинается формирование народных ополчений с участием дворян
4. Почему объединение союзов восточнославянских племён в Древнерусское государство было невозможным с помощью идеологии язычества

Заранее, благодарю

Дата отправки: 16.09.2011, 15:05
Вопрос задал: Активия Кефирная (Посетитель)
Всего ответов: 1
Страница онлайн-консультации »


Консультирует Гордиенко Андрей Владимирович (Модератор):

Здравствуйте, Активия Кефирная!

Отвечая на первый вопрос, следует иметь в виду, что в начале 20-го века Россия испытывала острый социально-экономический кризис, основные черты которого описаны здесь. В частности,

"Тяжелые условия жизни и труда заставляли рабочих организовываться и бороться за свои права. С 1900 г. российские рабочие стали проводить митинги и демонстрации, выдвигать свои требования. Забастовки носили в основном экономический характер. В правительстве по рабочему вопросу не было единого подхода. Вместо жестких мер начальник московского охранного отделения С. В. Зубатов предложил власти самой создавать рабочие организации, формировать фонды социальной поддержки рабочих, открывать магазины и школы («зубатовщина»). Зубатовский «кодекс» даже разрешал экономическую стачку. Имен но это и послужило основной причиной критики Зубатова и его отставки в 1903 году. Правительство снова пошло по пути силовых мер".

"Под влиянием аграрного кризиса в начале XX в. заметно выросло крестьянское движение. Большую роль в ухудшении и без того бедственного положения крестьянства сыграл голод, охвативший в 1901 году центральные и южные губернии России. В 1900-1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях европейской части России). Однако в эти годы крестьяне редко выдвигают политические требования, выступают, как правило, против отдельных помещиков и требуют раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей. Особенно широко крестьянское движение развернулось в марте-апреле 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях, охвативших более 150 тыс. крестьян. В эти губернии были введены правительственные войска. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под суд, ссылали на каторгу. З а нанесенные помещикам «убытки» правительство наложило на крестьян дополнительный налог в 800000 рублей".

Пойдя по пути насилия, правительство спровоцировало ответное насилие.
____________________________________________________________

Что касается четвёртого вопроса, то его формулировка представляется, как минимум, спорной. Ведь, например, Киевская Русь как государство существовало до принятия христианства. Другое дело, что принятие христианства способствовало усилению государства, как указано здесь. В частности,

"Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославича (980-1015). Положение Руси заметно упрочилось. Владимиру удалось создать мощную оборонительную систему, оградить Русь от новых набегов. При нем был создан первый подробный летописный свод. Важное значение имели две религиозные реформы Владимира: стремление унифицировать языческие культы и принятие христианства. До принятия христианства древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов, среди которых бог неба по имени Сварог, бог Солнца по имени Дажбог, Хоре, "скотий бог" Белее, бог грома и молний по имени Перун, бог ветра по имени Стрибог (Исторические сенсации. М., 1993. С. 69).

И язычество, и христианство в равной мере были основаны на вере в сверхъестественные силы, управляющие миром. По мнению академика Б. А. Рыбакова, христианство отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а только той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян и их соседей. Еще задолго до принятия христианства в Киеве было известно о христианстве, его основных догмах, приспособленных к нуждам феодального государства.

В X в. в Киеве была уже церковь св. Ильи, христианского двойника языческого бога Перуна. Христианская литература, написанная на старославянском языке, проникл а на Русь из соседней. Болгарии. Киевские князья сознательно медлили с принятием христианства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в зависимость от Византии. Этим во многом историки объясняют и то, что Владимир вторгся в эти годы в византийские владения в Крыму, взял Херсонес и начал диктовать свои условия византийским императорам. В этих условиях ни о какой зависимости Руси от Византии не могло быть и речи, и вопрос о крещении и принятии христианства не мог быть оговорен какими бы то ни было условиями, этот процесс мог быть только добровольным. В конце X в., точнее в 988 г., князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и заставил креститься всех остальных.

К тому времени структура церковной иерархии сложилась в основном следующим образом. Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избрани ем собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание церквей жертвовали почти десятую долю своих дани и оброков. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни своих прихожан. Одной из сильных организаций церкви были монастыри, которые вообще играли важную роль в истории средневековых государств, в том числе и в древнерусском государстве. Все это пришло в Русь с усилением влияния христианства.

Крещение Владимира - поворотный момент христианизации Киевской Руси, но сама христианизация произошла не сразу, она растянулась, как отмечал С. В. Бахрушин, на ряд десятилетий[2]. При Владимире крестились княжеская семья и княжеская дружина. В больших же городах, таких как Киев, Новгород и др., жителей загоняли в реку и, как отмечается в одной из древних легенд, дошедших до нас, "за ганивая в реку их, аки стада", "да еще кто и нелюбовно, но и страхом повелевавшегося крещахуся" (Религия и церковь в истории России. С. 16). Несмотря на предпринимаемые правящим классом меры, значительная часть русского населения в XI в. оставалась еще языческой. Внедрение христианства встречало активное сопротивление со стороны большого количества населения. Начатое Владимиром внедрение христианства в X в. было активно продолжено и. в основном завершено князем Ярославом уже в XI в. Ко времени княжения Ярослава относится и окончательное оформление церкви как организации.

Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых язычниками богов, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. К примеру, у князя Владимира было пять "водимых", т. е. законных жен, не считая наложниц (Религия и церковь в истории России. С. 19). Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви.

Ускорив процесс ликвидации остатков родового строя, христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. В Византии церковь являлась крупным феодальным учреждением и землевладельцем. С принятием христианства эти же методы были привнесены и в Киевскую Русь, где церковные учреждения наряду с княжескими создают крупную земельную собственность, концентрируя в своих руках большие земельные владения. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидиров ать элементы рабского труда, которые сохранились в некоторых районах Древней Руси. В известной мере христианская церковь боролась и против незаконного порабощения людей. Влияние византийского духовенства сказалось и в разработке на Руси феодального законодательства. Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей; церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т. д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения проявилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране новые шедевры, которые приравнивались к лучшим образцам византийского искусства, к примеру Софийский собор в Киеве, построенный еще Ярославом в 1037 г. В настоящее время он является крупным музеем. Кто бывал в Киеве, не мог не полюбоваться этим шедевром древнерусского искусс тва. Образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050 г. Софийский собор в Новгороде. Из Византии в Киев проникла и живопись на досках. В связи с крещением появились в Киевской Руси и образцы греческой скульптуры. Заметный след оставило крещение и в области просвещения, книгоиздательского дела. Как утверждал академик М. Н. Тихомиров, книжное просвещение на Руси стало распространяться с введением христианства (Религия и церковь в истории России. С. 52). Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Первоначально славянская азбука была представлена двумя алфавитами: глаголицей и кириллицей. Оба эти алфавита были известны на Руси с начала X в. Письменность в Древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы из которой вошли и в современный русский алфавит. Быстрое развитие русской письменности происходило ив XI в., после признания христианства официальной религией на Руси. Потребность в церковных книгах на славянском языке рез ко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность.

Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VII- IX вв. классового раннефеодального строя и государственной религии явилось результатом связанных друг с другом процессов. Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. древнерусского государства с центром в Киеве требовало в свою очередь изменений в идеологической области, в религии. Попытка же противопоставить христианству реформированный языческий культ не привела к успеху. Русь в IX-X вв. традиционно была связана с Константинополем - Царьградом и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившемся в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир и на константинопольскую кафедру. Киевские князья могли сами выбирать направление христианства, в на ибольшей степени отвечающее политическим и культурным нуждам государства".

А о предпосылках возникновения древнерусского государства можно прочитать здесь. Как видите, христианская религия к числу таких предпосылок не относится.

С уважением.

Консультировал: Гордиенко Андрей Владимирович (Модератор)
Дата отправки: 18.09.2011, 10:47
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю +1 одобряю!


Оценить выпуск | Задать вопрос экспертам

главная страница  |  стать участником  |  получить консультацию
техническая поддержка  |  восстановить логин/пароль

Дорогой читатель!
Команда портала RFPRO.RU благодарит Вас за то, что Вы пользуетесь нашими услугами. Вы только что прочли очередной выпуск рассылки. Мы старались. Пожалуйста, оцените его. Если совет помог Вам, если Вам понравился ответ, Вы можете поблагодарить автора - для этого в каждом ответе есть специальные ссылки. Вы можете оставить отзыв о работе портале. Нам очень важно знать Ваше мнение. Вы можете поближе познакомиться с жизнью портала, посетив наш форум, почитав журнал, который издают наши эксперты. Если у Вас есть желание помочь людям, поделиться своими знаниями, Вы можете зарегистрироваться экспертом. Заходите - у нас интересно!
МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС!



В избранное