Георгий Иванович Гурджиев (1866 —1949) — философ-мистик,
оккультист, композитор и путешественник первой половины XX века.
Институт
гармонического развития человека
Гурджиев несколько раз пытался основать «Институт
гармонического развития человека» — сначала в Тифлисе (Тбилиси) — 1919, затем в
Константинополе (Стамбул) — 1920, из групп, переданных ему Успенским. Его
попытка сделать это в Германии провалилась из-за конфликта с властями. Тогда,
вслед за Успенским, он попробовал перебраться в Великобританию. Однако власти
не разрешили въезд в страну его приверженцам. В итоге, на собранные английскими
группами Успенского средства, в 1922 году Гурджиевым был куплен замок в
поместье Приэре, около Фонтенбло под Парижем. Там и был основан «Институт», в
котором преподавались уже не сложные идеи и принципы «Четвёртого пути» (даже
само это название Гурджиев оставил Успенскому), а куда более урезанный,
упрощённый и намеренно-экзотический (для романтического Парижа) «Путь хитреца»
или «Айда-йога».
Священные Движения
В Приэре организовывались публичные лекции и демонстрации
«Священных Движений» — танцев и упражнений, разработанных Гурджиевым, на основе
народных и храмовых танцев, которые он изучал во время своих путешествий по
Азии. Эти вечера были хорошо известны французской экзальтированной публике.
Большинство учеников Гурджиева (не бесплатно) оставалось жить и работать в
Приэре. Хотя некоторых из них (в основном, эмигрировавших с ним из России)
Гурджиев всё же поддерживал материально. Несколько раз он приезжал с визитами к
группам своих учеников в США, также организовывая там публичные лекции и
представления своих «Движений».
Разрыв с П. Д.
Успенским
Январь 1924 года — время, когда жизненные пути Гурджиева и
Успенского разошлись; это дало возможность некоторым последователям Гурджиева
причислить Успенского к «отступникам» и даже «рядовым ученикам», что не
соответствовало действительности. Ибо Успенский оказался чуть ли не
единственным сподвижником Гурджиева, способным противостоять суровой воле
последнего и отстоять свою английскую группу и право самостоятельной Работы
(носившей не волевой, как у Гурджиева, а психологический характер). Группы же
остальных 3-х главных помощников и учеников Гурджиева позже подверглись жёсткой
и бескомпромисной реформации, от которой так и не смогли оправиться, потеряв
свой прежний стиль и руководство.
В июле 1924 года, спустя всего полгода после разрыва с
Успенским, Гурджиев попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился
жизни. После этого Приерэ становится более закрытым, хотя многие ученики
Гурджиева остаются там или продолжают его регулярно посещать.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.