Продолжаем изучение
труда Льва Николаевича Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли»
Бессилие филологии в истории
Приведенных примеров
достаточно, чтобы констатировать, что этническое название или даже самоназвание
и феномен этноса как устойчивого коллектива особей вида Homo sapiens отнюдь не
перекрывают друг друга. Поэтому филологическая методика, исследующая слова, в
этнологии неприменима, а нам надлежит обратиться к истории, дабы проверить,
насколько эта дисциплина может помочь при постановке нашей проблемы. Но и тут
мы наталкиваемся на неожиданные трудности. Единицей исследования, которой
пользуется историческая наука, является общественный институт, коим может быть
государство, племенной союз, религиозная секта, торговая компания (например,
Ост-Индская), политическая партия и т. д., словом, любое учреждение в любых
веках и у любых народов. Иногда институт государства и этнос совпадают, и тогда
мы наблюдаем в ряде случаев нации современного типа. Но это случай, характерный
для XIX–XX вв., а в древности такие совпадения были редки. Случается, что
религиозная секта объединяет единомышленников, которые, как, например, сикхи в
Индии, сливаются в этнос, и тогда происхождение особей, инкорпорированных
общиной, не принимается во внимание. Но часто такие общины неустойчивы и
распадаются на этносы, как это было с мусульманской общиной, основанной
Мухаммедом в VII в. Если при первых четырех халифах в странах ислама шел
процесс слияния арабских племен, сирийцев и частично персов в единый этнос, то
уже при Омейядах (661–750) этот процесс остановился, а при Аббасидах потомки
завоевателей и покоренных стали слагаться в новые этносы с единой межэтнической
культурой, условно именуемой «мусульманской», с арабским языком, осознанием
своего единства при сопоставлении с христианами и язычниками, но с различными
историческими судьбами и разными стереотипами поведения, что выразилось в
создании разнообразных сект и идеологических концепций.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых
источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши
авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к
обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.