Продолжаем изучение
книги Станислава Грофа «Области человеческого бессознательного»
Абстрактные и
эстетические переживания в ЛСД-сеансах
При открытых глазах цвета, как правило, бывают очень яркими,
проникающими, взрывными; световые и цветовые контрасты усиливаются и
углубляются, фиксация глаз затруднена, а контуры воспринимаемых объектов
расплывчаты. Все представляется в волнообразном движении, неодушевленные
предметы часто воспринимаются как наполненные жизнью. Весьма характерным
изменением является восприятие человеческих лиц, животных и предметов в виде
переплетения орнаментов и геометрических фигур. Многие из тех, кто испытал
подобные изменения в восприятии, описывали его близким к видению таких
художников, как Жорж Сера и Винсент ван Гог, признавая, что ЛСД-сеансы помогли
им глубоко понять мир этих художников, проникнуться к ним симпатией и понять их
искусство. Столь же часты ссылки на художников школы фовизма (например, на Анри
Матисса) и на использование ими декоративного дизайна в портретах и
натюрмортах. В этой связи упоминались также Густав Климт и другие художники венского
Раскола (Густав Климт (1862-1918) - австрийский художник, основатель и
президент венской группы Раскол. Наиболее известен своими монуметальными
фресками, на которых плоскостные изображения человеческих фигур переплетаются
со сложным декоративным орнаментом.), комбинировавшие в своих работах образные
темы с мозаикой и орнаментальными элементами. Иногда в своем переживании
испытуемые находили сходство со знаменитой серией рисунков кошек Луиса Узина -
последовательным усилением распада реальности на геометрические формы и фигуры,
вплоть до полной дезинтеграции форм и цвета. Все эти изменения еще более
наглядны, когда испытуемый фокусирует и фиксирует глаза на отдельном фрагменте
окружения. Визуальное поле в таком случае все больше и больше затуманивается и
суживается. Воспринимаемая область теряет свое пространственное и логическое
соотношение с окружением и становится автономно переживаемым микрокосмом.
Послеобразы возникают не только при закрытых глазах, их устойчивые формы могут
влиять на богатство эстетического переживания и при открытых. Это происходит
наиболее явно, когда испытуемый наблюдает свою руку с вытянутыми пальцами,
медленно двигающуюся перед его лицом. Благодаря устойчивости послеобразов он
может видеть различные стадии этого движения одновременно. Эффект в целом
напоминает наложение фотографических отпечатков, сделанных через короткие
промежутки времени, или стробоскопический эффект.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы
желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.